Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Людмила Викторовна Стригина,
учитель математики
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска


Максим Юрьевич Маркасов,
кандидат филологических наук,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия № 10» Железнодорожного района
г. Новосибирска

Система оценки качества образования МБОУ гимназии № 10 в рамках городской экспериментальной площадки

Общие подходы к системе оценки качества образования.Обеспечение качества образования является основным государственным и социальным заказом российского образования. Решение этого вопроса зависит от того, насколько своевременно и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребности местного сообщества. Сокращение существенного несоответствия между реальными и востребованными образовательными результатами – ключевая проблема сегодня, на решение которой направлен наш проект «Система оценки качества образования». Цель проекта заключается в обеспечении контроля и в объективной оценке качества образования, в совершенствовании управления им, предоставлении всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в гимназии. Цель предполагает решение следующих задач: реализацию государственной политики и Концепции модернизации российского образования до 2010 г., повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, обеспечение единого образовательного пространства, проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, обеспечение условий для самооценки и самоконтроля, содействие принятию обоснованных управленческих решений по совершенствованию образования в гимназии, привлечение общественности к внешней оценке качества образования.

В основе разработки проекта лежит консолидированный заказ на образование, который представлен как государственный, гражданский и персональный. Оценка качества образования в гимназии включает следующие составляющие: оценку качества конечного результата образовательного процесса, оценку качества условий реализации образовательного процесса, оценку качества управления системой образования в гимназии.

Система оценки качества образования в гимназии представляет собой наличие взаимосвязанных организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов и факторов, влияющих на их получение.

Нормативная база гимназии №10 основывается на следующих документах:

  1. Уставе гимназии – главном нормативном документе, определяющем статус ОУ и регламентирующим его деятельность, а также документах, разрешающих выполнять эту деятельность.
  2. Документах, регулирующих образовательный процесс, взаимоотношения участников образовательного процесса.
  3. Нормативных актах, регламентирующих государственно-общественное управление в гимназии и деятельность органов самоуправления, творческих, общественных и учебных объединений.
  4. Документах, определяющих самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.
  5. Документах, регламентирующих взаимодействие гимназии с различными внешними структурами.

В нормативно-правовую базу, обеспечивающую систему оценки качества образования, входит Концепция и Программа развития гимназии, концепция качества образования в гимназии, стратегические целевые инновационные программы, программа «Управление развитием гимназии», программа «Мониторинг качества образования в гимназии», программа «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», программа «Воспитание сегодня», программа «Учитель», программа «Информатизация образования гимназии», программа «Одаренные дети», программа «Безопасность образовательного пространства», программа «Прогимназия», локальные акты, договоры с высшими учебными заведениями, социальными партнерами, центрами и т.п.

Организационно-технологическое обеспечение определено в Положении о системе мониторинга и Программе «Мониторинг качества образования» и включает в себя информационное обеспечение, банк инструментария педагогических измерений, стандартизированные и нестандартизированные контрольно-оценочные процедуры, методики оценки качества образования, банк данных мониторинга.

Организационно-функциональное обеспечение определено в локальных актах и Программе «Управление развитием гимназии» и осуществляется методической службой и профессиональными объединениями педагогов, информационно-аналитическим центром, творческой лабораторией «НИТ в образовании», системой внешней экспертизы качества образования, вышестоящими органами управления образованием, системой общественной экспертизы качества образования (родителями, учащимися, педагогической общественностью района и города в рамках социологических опросов).

Управление качеством образования. Программа «Управление развитием гимназии» является составной частью диссертации директора Н.В. Ярославцевой1 «Развитие системы управления общеобразовательной школой в современных социокультурных условиях». Разработанные технологические процедуры, раскрывающие подходы к определению содержания объект-субъектной, субъектно-функциональной, функционально-объектной подсистем управления школой, успешно реализуются в условиях изменений в системе образования.

За последние годы отмечается тенденция увеличения «удельного веса» координационных связей во внутришкольном управлении над вертикальными связями подчинения, поскольку именно этими связями определяется специфика управления инновационной школой, наблюдается положительная динамика совершенствования горизонтальной структуры управления.

В настоящее время службы имеют право разрабатывать и корректировать стратегические документы гимназии в пределах своей компетенции, проявлять инициативу и вносить предложения, направленные на развитие гимназии по всем направлениям, несут ответственность за научно-методическое обеспечение (сотрудничество с научным сообществом, с различными организациями и учреждениями), инновационную деятельность (условия, процесс, результат), выполнение предписаний нормативных документов в пределах своей компетенции, работу с кадрами, участвуют в принятии решений.

Идеи, направленные на развитие гимназии, поступают как по вертикальной, так и горизонтальной структуре, причем за последние годы усилился «удельный вес» предложений, поступающих от педагогов, учащихся и родительской общественности. Предложения обсуждаются на всех уровнях, принимаются совместные решения с распределением ответственности всех участников образовательного процесса.

Информация о жизнедеятельности гимназии доступна и открыта для всех участников образовательного процесса, а также для всей общественности города и страны. К таким формам следует отнести ежегодные отчеты администрации, представителей ПС и членов парламента на собраниях и советах (учащихся, родителей, педагогов), размещение информационных листков на стендах, сайта в Интернете, издание журнала, школьных газет, предоставление информации в СМИ.

Эффективность работы органов общественного управления проявляется в положительной динамике активности педагогов, учащихся, родительской общественности в принятии решений и ответственности за их реализацию, в оказании попечительским советом повсеместной помощи (материальной, финансовой, кадровой и др.), в реализации задач гимназии, активизации деятельности Совета ветеранов гимназии, комфортности условий и др.

Диагностика достижения цели данной технологии включает следующие показатели:

  1. удовлетворение социального заказа на инновационную школу, включающего выполнение госстандартов, заказ родителей, ВУЗов, учреждений, занимающихся переподготовкой педагогических кадров;
  2. стабильные и высокие результаты образования, выражающиеся в изменении уровня творческих возможностей учащихся, положительной динамике формирования и развития ключевых компетенций обучающихся;
  3. положительные изменения в конструктивной активности коллектива, определяемой нами через рост профессиональной и научно-методической подготовки педагогов, включенности учителей в совместную деятельность.

Целесообразность применяемых управленческих технологий в инновационной школе, создание условий для развития гимназистов, самореализации и социализации, объединения и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса в реализации проблем образования подтверждается результатами социологических исследований обучающихся, родителей и педагогического коллектива гимназии № 10.

Анализ и интерпретация данных результатов изменений и проведенного социологического исследования позволяют нам сделать вывод о том, что гимназия № 10, внедряя вышеприведенные управленческие технологии, стабильно развивается, что находит свое отражение в динамике таких показателей, как:

  1. удовлетворение социального заказа на инновационную школу. Это проявляется в росте рейтинга гимназии (по мнению родителей, он вырос в 2,5 раза), в стабильно высоких показателях успеваемости (90-95% выпускников основной школы продолжают обучение в профильных классах гимназии, остальные – в других образовательных учреждениях, 100% выпускников средней школы продолжают обучение в ВУЗах города, страны, мира), в росте творческой активности учащихся (гимназия – лидер олимпиад и марафонов в г. Новосибирске, имеет победителей среди гимназистов и учителей на всероссийском и международном уровнях), в положительной динамике качества обученности гимназистов (50% – в 2000 г., 61% – в 2007г.);
  2. позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива. Прежде всего, это рост профессионального мастерства, отраженный в изменении квалификационных разрядов (в 2000 году в гимназии было 75% педагогов высшей и первой квалификационной категории, в 2007 – 90%), позитивные тенденции роста научно-методической активности учителей, переход предметных объединений на уровень кафедр, творческих лабораторий, значительный рост включенности учителей в совместную работу на кафедрах (более 50% педагогов являются инициаторами деятельности).

Мониторинг качества образования.Мониторинг в гимназии направлен на комплексное динамичное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения образовательной среды (кадровый состав, образовательная программа, материально-техническое обеспечение и др.), образовательных технологий, результатов образовательного процесса, эффективности оперативного и стратегического управления образовательным процессом в гимназии.

Мониторинг качества образования в гимназии проводится в соответствии с нормативными актами, разработанными в 2000 году на основании проблемного анализа за предыдущие 5 лет. Необходимыми для мониторинга данными о свойствах качества образования являются соответствие образования образовательным потребностям учащихся и образовательному запросу родителей, соответствие образования потребностям общественных институтов, требованиям государства, требованиям регионального рынка труда и профессионального образования, имидж гимназии, развитие гимназии в инновационном режиме.

Программа мониторинга качества образования утверждена и действует в гимназии с 2002 года. Организация и проведение мониторинга основывается на принципах сравнимости данных, объективности, достоверности, адекватности (соответствие системы изменяющимся внешним условиям), прогностичности. Деятельность в рамках реализации программы осуществляется по нескольким направлениям: сбор информации, разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации, непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в гимназии, своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их, осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в гимназии, разработка основ и критериев качества образования в гимназии и др.

Мониторинг и диагностика качества образования в гимназии представляет собой комплексную аналитическую систему, которая состоит из двух уровней.

Первый уровень (индивидуальный, персональный) осуществляет учитель, классный руководитель. Мониторинг включает в себя наблюдение и фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом по определенным направлениям, таким как: успеваемость обучающихся, самочувствие ученика, развитие индивидуальных способностей учащихся, уровень самореализации, развитие интеллектуальных способностей, формирование и развитие ключевых компетенций и др.

Второй уровень (гимназический) осуществляется администрацией и другими структурами управления.

Таблица направлений мониторинга и аналитического обобщения результатов

Мониторинг качества управления Мониторинг качества условий Мониторинг качества реализации образовательного процесса Мониторинг качества результатов
Анализ управления процессами (планирование, контроль, анализ) Анализ содержания образования (образовательная программа, УП, УМК, система дополнительного образования) Анализ профессионального мастерства педагогов Анализ состояния здоровья
Анализ деятельности школьных подразделений Анализ профессиональной подготовки педагогов Анализ протекания инновационных процессов Анализ уровня социализации гимназистов на выпуске
Анализ инновационной деятельности гимназии Анализ материально-технической и информационной базы и санитарно-гигиенических условий Анализ воспитательной системы Анализ уровня самовыражения, самореализации гимназистов и их достижений
  Анализ организации УВП Анализ достижений учащихся в процессе обучения Уровень сформированности ключевых компетенций
  Анализ социальных условий    
  Уровень реальных возможностей гимназистов   Анализ качественных результатов обучения

В мониторинг включены показатели федерального, регионального, муниципального и гимназического уровней (данные для отслеживания уровня качества образования в гимназии по направлениям в соответствии с концепцией качества образования гимназии № 10). В Программе определены виды мониторинга, классификация, условия достижения результата, критериальная база, методы оценки качества, направления и объекты мониторинга, организационно-методические требования к проведению мониторинга, факторы, оказывающие влияние на результативность мониторинга, информационное обеспечение мониторинга, требования к качеству управленческой информации.

Материалы мониторинга доступны для всех участников образовательного процесса, они представляются и используются на всех уровнях управления гимназией: общешкольных родительских конференциях, заседаниях Управляющего Совета, заседаниях Попечительского совета, общих собраниях трудового коллектива, педагогических советах, заседаниях методического Совета, на кафедрах и МО, родительских собраниях, заседаниях ученического Парламента (в рамках необходимой информации).

На основании материалов мониторинга составляются аналитические справки по различным плановым и текущим проблемным вопросам, годовой анализ работы гимназии,проблемный анализ по изучаемому вопросу в рамках разработки инновационных программ развития гимназии,самоанализ к аттестации гимназии.

Реализация программы мониторинга качества образования позволила получать объективную и достоверную информацию о состоянии образования, эффективности управления, своевременно выявлять изменения, происходящие  в образовательном процессе, выбирать приоритеты политики образовательного учреждения, корректировки технологий обучения, предупреждать негативные тенденции в организации образовательного процесса, совершенствовать методы и формы инструментария оценки качества образования и др.

Внедрение программы способствует оптимизации документооборота, повышению профессиональной компетенции педагогических кадров, формированию ответственности за результаты своей деятельности, созданию безопасной образовательной среды, оптимальному планированию, внедрению и отслеживанию результатов инновационных процессов, выявлению проблем и трудностей, обоснованию социальных рисков, повышению качества образования в гимназии в целом и т.д.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Повышение эффективности управления качеством образования.

2. Создание оптимальных условий для рациональной организации и проведения образовательного процесса, направленного на достижение качественных результатов.

3. Повышение эффективности и продуктивности образовательного процесса, выражающиеся в увеличении «удельного веса» использования развивающих образовательных технологий (в том числе здоровьесберегающих) и проектной деятельности педагогов и учащихся.

4. Положительная динамика качества результатов образования, выражающаяся в отсутствии отрицательной динамики состояния здоровья учащихся, сформированности ключевых компетенций, высоких результатах достижений учащихся.

5. Повышение удовлетворенности условиями, процессом, результатами образовательной деятельности в гимназии всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации Программы у выпускника гимназии № 10 будут сформированы следующие качества: адекватное осознание социальных, экономических, юридических, нравственных норм гражданина России, знание русского и английского языков, эффективных способов коммуникаций, навыки предпрофессиональной подготовки, способности к адаптации в условиях изменяющегося мира, творческое мышление, высокий уровень готовности к политическому и социальному выбору, потребность в здоровом образе жизни.

В настоящее время разработанная система оценки качества образования эффективно работает в рамках эксперимента по переходу на новую систему оплаты труда, помогает снизить негативные факторы и риски. Эта система может совершенствоваться в зависимости от целей и задач образовательной деятельности гимназии.

Ответственными за исполнение Программы являются администрация гимназия, руководители структурных подразделений, методических служб (кафедр, МО, творческих лабораторий), педагогические работники и работники, обслуживающие образовательный процесс в рамках своих полномочий и функциональных обязанностей, медицинские работники, технические работники, Управляющий Совет, Попечительский Совет, парламент.

Источники финансирования Программы: бюджетное финансирование, спонсорская помощь, благотворительные пожертвования родителей, дополнительные платные услуги, гранты.

Контроль и оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на двух уровнях: стратегическом и тактическом. Наблюдение и оценка реализации стратегической линии Программы развития возложены на педагогический совет и Управляющий Совет (стратегический контроль). Тактический контроль реализации Программы осуществляет администрация гимназии, предметные кафедры, педагоги при возможном участии родительской общественности и учащихся в соответствии с Программой мониторинга качества образования в гимназии.

Распространение информации осуществляется через информационно-аналитический центр, заседания методического, педагогического, Управляющего советов, родительские собрания и конференции, методические семинары районного, городского, регионального уровней, участие в конкурсе проектов в рамках ГЦРО, статьи и публикации материалов по обобщению опыта как отдельных педагогов, так и гимназии в целом, активное участие в научно-практических конференциях, подготовку материалов для СМИ в рамках сотрудничества с Новосибирским биографическим центром, материалы на выставке Сибирской Ярмарки, деятельность Попечительского совета и Клуба выпускников, материалы, выставленные на гимназическом сайте.

1 В качестве директора работала до декабря 2008 г.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела