Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Ольга Юрьевна Белова,
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Сегодня ученые-экологи во всем мире обсуждают проблему окружающей среды. Активная общественность привлекает внимание к «болевым точкам» нашей планеты. СМИ постоянно твердят о необходимости принятия неотложных мер по спасению растительного и животного мира Земли. Мы дышим грязным воздухом, ходим по серому снегу, купаемся в мутных реках. А так хочется, чтобы наши дети видели ясное синее небо, жмурили глаза от искрящегося на солнце белого снега, а летом видели дно рек, озер сквозь чистую воду. Что же для этого нужно сделать?

Мы, педагоги, уверенны, что для решения проблем окружающей среды необходимо воспитывать экологически грамотную личность. А начинать нужно с начала, с самых азов. Для этого вводится экологическое обучение в дошкольных и школьных учреждениях.

Четыре года назад в нашей школе была создана экспериментальная площадка по экологическому воспитанию молодого поколения. И так как педагогический коллектив у нас творческий, то практически каждый предмет, преподаваемый в школе, просто заиграл «экологическими бриллиантами». Действительно, это очень просто ввести элементы науки о взаимодействии живых существ с окружающей средой в различные школьные предметы.

Нельзя забывать, что воспитание экологической культуры у современных школьников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить (в буквальном смысле этого слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим их миром. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, в частности урокам иностранного языка, которые также должны формировать экологическую культуру, эстетическое отношение к природе, развивать любовь к ней и чувство ответственности за её состояние.

Хорошо известно сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Иностранный язык как действенный фактор социально-экологического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определенными возможностями в плане экологического воспитания.

Экологическое образование на уроках иностранного языка может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Обучение говорению – это удивительный мир, который позволяет учащимся и учителю познавать различные грани творчества и учиться общаться друг с другом.

В рамках преподавания иностранного языка были, например, разработаны элективные курсы и дополнительные темы экологического содержания. Да, на самом деле, и изобретать ничего не нужно. На уроках изучаются такие темы, как «Здоровый образ жизни», «Любимые животные», «Защита окружающей среды». Язык – это жизнь. Что еще может быть так тесно связано с экологией?

Одна из задач, поставленных на кафедре иностранных языков, звучит так: освоить метод проектирования и обеспечить условия для успешного составления проектов, оформление их наглядностью. Обеспечили обучающимся все условия для творчества, вооружили знаниями, заразили энтузиазмом. В результате родился такой уникальный проект, как «Домашний зоопарк».

Цель – актуализировать знания детей о животных.

Задачи:

  1. Развивать познавательную деятельность детей.
  2. Воспитывать интерес и любовь к животным, бережное отношение к ним.
  3. Желание наблюдать и ухаживать за ними повседневно.

Актуальность заключается в овладении иностранным языком на коммуникативном уровне – это осмысление всех этапов процесса обучения. Осмысленное овладение основами иностранного языка является основным лейтмотивом формирования неподготовленной речи. Речемыслительная деятельность учащихся и жанровая организация проекта приближает процесс обучения к реальному общению.

В рамках данного проекта ребята собрали информацию о том, какие животные чаще всего становятся домашними питомцами. О собаках и кошках известно каждому. Почти все знают, как нужно ухаживать за ними. Поэтому мы решили рассказать о тех питомцах, которых можно часто видеть в домах, но мало кто знает, как правильно за ними ухаживать. А чтобы было интересно и наглядно, наши ребята решили показать своим младшим товарищам этих забавных зверьков.

Уникальность нашего проекта заключается в том, что рассказ о своих домашних питомцах ученики вели на русском и английском языках. И рассказ этот сопровождался демонстрацией различных домашних животных с небольшими элементами их дрессуры.

4 октября – Всемирный день животных. К этой дате и был подготовлен показ проекта «Домашний зоопарк». А обитателями этого зоопарка стали хомяк, морская свинка, декоративная крыса, попугай, аквариумные рыбки, улитки ахатины, декоративный кролик. Ребята младших классов с удовольствием посетили наш домашний зоопарк и узнали много нового о своих питомцах. Ведь у многих из них есть дома такие животные.

Увидеть данный проект посчастливилось не только учащимся начальной школы, среднего звена, но и педагогам, организаторам воспитательной работы, директорам школ города на семинаре в рамках городской экспериментальной площадки.

По статистике, Россия удерживает 2-е место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей семье живут питомцы. И это очень хорошо. Представляем вашему вниманию презентацию, сделанную по материалам проекта «Домашний зоопарк».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 19)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела