Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Наталья Борисовна Гордиенко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Разнообразие почв».

Цели:

1. Познакомить обучающихся с разнообразными типами почв;

2. Развивать навыки исследовательской деятельности, коммуникативные навыки;

3. Воспитывать бережное отношение к почве.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов); презентации «Осенняя экскурсия», «Животные почвы», папка «Знаменитые ученые» с набором презентаций, SMART-доска, электронная карта «Почвы России», C.И. Ожегов «Толковый словарь», энциклопедия «Я познаю мир. География», на каждую парту – образцы 2-х типов почв, конверты с набором карточек-заданий.

Ход урока

Эмоциональный настрой

Начинаем урок окружающего мира. Недавно мы с вами побывали в Заельцовском бору на нашем любимом месте. Давайте вспомним этот поход.

Презентация «Осенняя экскурсия»

Тема урока

На экскурсии мы заглянули в чудесную кладовую. Положишь весной в нее горстку зерна, а осенью получишь взамен сто горстей. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Срежешь в лесу грибы, а они вырастают снова. Тоненький росток становится прекрасным цветком. Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок.

И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется? (Почва.)

Сегодня мы продолжим изучение почвы.

Повторение

– Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

– Какое главное свойство почвы, отличающее ее от горных пород? (плодородие)

– Вспомним, что же входит в состав почвы. Нам поможет кроссворд. Достаньте из конвертов синие карточки. Как же быть: у одной пары – вопросы для кроссворда, а у другой – расчерчено поле, но нет вопросов? (работать группой)

Вопросы к кроссворду:

  1. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).
  2. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).
  3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).
  4. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
  5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).
  6. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (соли).
  7. Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).

(Проверка ответов на интерактивной доске)

Эти вещества входят в состав почвы, они необходимы для жизни растений. Почвой покрыты все материки Земли, кроме Антарктиды, высоких гор и некоторых пустынь. Там, где отсутствует почва, отсутствуют и какие-либо растения.

– Какое слово у нас образовалось? Да, плодородие – главное свойство почв.

– В почве живут разные живые организмы – бактерии, грибы, животные. Они рыхлят почву, помогают делать ее плодородней. На экскурсии мы наблюдали некоторых таких животных. Узнайте по фотографиям обитателей почвы.

Презентация «Животный мир почвы»

Проблема 1

– Как вы думаете, все ли почвы одинаковы? Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на этот вопрос.

Вы хорошо знаете, что многие тайны природы человек узнает, проводя исследования. Сегодня мы с вами – исследователи, которые будут изучать (что?) почвы.

Перед вами образцы с почвами. В чашке № 1 почва взята из соснового леса, в чашке № 2 – с поля.

Работать мы будем в парах, изучая свойства почвы, записывая результаты в таблицу.

Все ли почвы одинаковы?

Характеристики

Образец №1

Образец №2

Цвет    
Запах    
Структура (наличие комочков, их размер)    
Состав    

Вывод:_______________________________________________________

Вопросы по исследованию:

  1. Что можете сказать о цвете почвы?
  2. От чего зависит цвет почвы?
  3. Какой запах у почвы?
  4. Одинакова ли структура почв?
  5. Какой образец плодороднее?
  6. Одинаковы ли по составу образцы почв? Где больше песка? В каком образце больше глины?

Какой вывод вы сделали?

Физкультурная минутка

Работа знатоков (Работа идет параллельно с решением проблемы 2)

  1. Подготовь сообщение о черноземе, используя материал статьи.
  2. Найди в толковом словаре слово «Подзолистая». Попробуй объяснить, почему почву назвали подзолистой.
  3. Подготовь сообщение о первом русском ученом-почвоведе, используя энциклопедию.
  4. Подготовь сообщение о первом русском ученом-почвоведе, используя электронный энциклопедический словарь или папку с презентацией «Знаменитые ученые».

Проблема 2

Раз почвы разные, то у них должно быть свое название. Какое название вы бы дали каждому образцу?

А ученые как называют эти почвы? Обратимся за помощью к учебнику, стр.50.

Попробуйте, зная описание почв, определить ее название.

Как же в научной литературе называется почва № 1? (подзолистая) Почему эту почву так назвали? Сообщение знатока 1.

Как же в научной литературе называется почва № 2 (чернозем)? Почему эту почву так назвали? Сообщение знатока 2.

Наука, изучающая почву – почвоведение, появилась около 100 лет назад благодаря русскому ученому. Слово знатокам 3 и 4.

Презентация «Русский исследователь почвы»

Работа с картой

Докучаев В.В. создал первые почвенные карты России. Техника развивается и сейчас эти карты представлены в электронном виде.

Каждый цвет на карте соответствует какому-то типу почв. Давайте познакомимся с теми почвами, которые широко распространены на территории России (работа с картой на интерактивной доске).

Проблема на перспективу

Как вы считаете, отчего зависит такое разнообразие почв?

Факторы, влияющие на образование почвы, представлены на слайде. О взаимосвязях в природе мы поговорим подробнее на следующих уроках.

Проблема 3

Докучаев В.В., изучая почву, сказал, что «почва дороже золота». Почему?

Охрана почвы

Задача. Ученые провели исследование и установили, что 1 см почвы образуется за 300 лет. Но для нормального развития растений нужен слой толщиной 20 см. Сколько лет потребуется для образования такого слоя почвы? (6 000 лет)

Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Ученые выяснили, что слой почвы толщиной 18 см вода может смыть:

в лесу – за 500 000 лет;

на лугу – за 3 225 лет;

где нет растений – за 15 лет.

Наша добрая кормилица нуждается в защите. Что же делают люди, чтобы почва сохранилась, чтобы была плодородной и давала большие урожаи.

Вновь обратимся за помощью к учебнику стр. 51-52.

Какие меры по охране почв вам стали известны (удобрять, высаживать лесные полосы, сохранять плодородный слой на период стройки)?

Итог урока

  1. Завершая исследования сегодня на уроке, я попрошу вас заполнить протоколы юных исследователей

Почва – это _______________________________________________________

Одинаковы или разнообразны почвы? ________________________________

О каких типах почв ты сегодня узнал(а)? ______________________________

Кто из ученых стал основателем науки «почвоведение»? _______________

Что тебе больше всего понравилось на уроке? _________________________

Как ты считаешь, отчего зависит такое разнообразие почв?_______________

2. Пока вы заполняли протоколы, почва нам подарила чудесную поляну – «Полянку настроений». 3 настроения здесь – выберите свое.

Домашнее задание

Дома я предлагаю вам продолжить изучение почвы, в учебнике стр. 52 на выбор № 6, 7, 8, 9.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела