Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Дети и компьютер

Нужны ли ребенку компьютерные игры?

В работах Л.А. Венгера, посвященных развитию и обучению детей, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация.

Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, – это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет.

Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, заметили, что в процессе этих занятий улучшаются память и внимание детей. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Это связано с тем, что в любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием и никогда не будет возражать против предложения позаниматься на компьютере. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей, как любая новая игрушка. Поэтому игры на компьютере и не воспринимаются детьми в качестве занятий. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, о норме.

Компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны – нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Вреден ли компьютер для ребенка?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует: одни специалисты считают, что компьютер несет непоправимый вред здоровью и лучше, чтобы дети за ним не проводили свое свободное время; другие же, напротив, считают, что вред от компьютера, при соблюдении основных правил безопасности ничуть не опаснее, чем любая другая бытовая техника, и ребенок должен работать на компьютере, так как это благоприятно сказывается на его интеллектуальном развитии, формирует зрительно-моторную координацию.

Безусловно, компьютер оказывает негативное влияние на здоровье человека. В первую очередь, страдает зрение. Кроме того, не секрет, что общение с компьютером сопровождается сильным нервным напряжением. Стоит вспомнить и о психических расстройствах, случающихся с компьютерщиками гораздо чаще, чем с остальными людьми. Из-за продолжительной работы за компьютером в сидячем положении страдает и позвоночник, и мышечный аппарат человека, что приводит к хроническим заболеваниям.

Все перечисленное негативное влияние грозит только тем, кто бездумно просиживает часами у компьютера. При соблюдении правил работы на компьютере все выглядит не так уж печально. Во-первых, уровень излучения современного компьютера ничуть не выше, чем у любого другого бытового прибора. Во-вторых, компьютер, при разумном его использовании, способствует развитию ребенка. Компьютер не должен быть игрушкой. Ребенок должен воспринимать его как средство обучения, обмена информации. А это уже задача родителей.

В современном мире, мире высоких технологий, сложно представить жизнь без компьютера, который помогает обрабатывать большие потоки информации. Работайте на компьютере, но не забывайте о золотой середине, чтобы не навредить здоровью!

От компьютера страдает...

Работа на компьютере – процесс очень непростой, в первую очередь, для человеческого организма. Компьютер вполне в силах обмануть наши органы чувств, беспредельно захватить внимание, стать смыслом жизни и т.п. Контакт человека с компьютером носит комплексный, многогранный характер, в первую очередь, в смысле медицинском. Достаточно лишь коснуться спектра возможных при этом расстройств (отечность конечностей, расстройства нервной системы, заболевания суставов, расстройства зрения), чтобы понять всю глубину данной проблемы. Существует несколько групп типичных жалоб, возникающих в процессе длительной и неосторожной работы с ПК.

В процессе работы на компьютере могут возникнуть следующие проблемы:

1. Проблемы зрения, компьютерный зрительный синдром (КЗС);

2. Проблемы провокации эпилептических приступов;

3. Карпальный туннельный синдром, (КТС), он же синдром запястного канала;

4. Позвоночный синдром;

5. Дыхательный, легочной, он же грудной синдром;

6. Застойный, венозный, он же сосудистый синдром;

7. Проблемы, связанные с электромагнитным излучением.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Правила безопасной работы на компьютере.

Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене. В помещении, где используется компьютер, необходимо ежедневно проводить влажную уборку. До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой. Почаще проветривать комнату, а аквариум или другие емкости с водой увеличивают влажность воздуха.

Необходимые правила работы на компьютере:

– не работать на компьютере более двух часов подряд;

– не работать на клавиатуре более получаса подряд;

– менять характер работы в течение дня;

– использовать любую возможность, чтобы подниматься и разминаться в течение дня;

– устраивайте разминку перед продолжительной работой;

– если стынут руки, надевайте легкие перчатки;

– соблюдайте правила эргономики рабочего места;

– соблюдайте режим труда и отдыха;

– выдерживайте правильную рабочую позу.

Сколько времени можно провести у компьютера, не оказывая вреда своему здоровью? Этот вопрос, пожалуй, волнует большинство родителей, заботящихся о здоровье своего ребенка. Временные рамки колеблются в зависимости от возраста и здоровья ребенка:

6-7-летние дети могут без перерыва заниматься за компьютером не более 10 минут;

ученик 2-3 класса – 15 минут;

4-6 класса – 20 минут;

8-9 класса – 25 минут;

10-11 класса – 30 минут.

Следует также учитывать, что для детей близоруких родителей временные рамки сужаются.

Профилактика

Для предупреждения утомления и профилактики развития различных заболеваний в перерывах между занятиями с компьютером и после их окончания рекомендуется проводить специальную зарядку.

Существуют комплексы упражнений: для глаз; для снятия утомления с мышц плечевого пояса, туловища, рук, ног.

Упражнения для глаз

Во время работы с видеомонитором большая часть нагрузки приходится на мышцы, управляющие движением глазного яблока и изменением формы хрусталика. Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания.

Упражнения необходимо проводить, отвернувшись от экрана (лучше всего при этом смотреть в окно), держа голову прямо. Следует максимально напрягать все мышцы, дыхание должно быть ритмичным. Каждое упражнение необходимо повторять четыре-пять раз.

На счет 1-4 зажмурить глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их и, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

На счет 1-4 посмотреть на переносицу и задержать взгляд. Затем перевести взгляд вдаль на счет 1-6.

На счет 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо, затем перевести взгляд прямо вдаль на счет 1-6. То же самое повторить с фиксацией взгляда вверх, влево и вниз.

Перевести взгляд быстро по диагонали направо вверх – налево вниз, потом посмотреть вдаль на счет 1-6, затем повторить то же самое в направлении налево вверх – направо вниз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный на расстояние 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, затем перевести взор вдаль на счет 1-6.

Физкультурная пауза

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

Ходьба на месте 20-30 секунд. Темп средний.

Исходное положение (и.п.) – основная стойка (о.с.) 1 – руки вперед, ладони книзу. 2 – руки в стороны, ладони кверху, 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1-2 наклон назад, руки за спину. 3-4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и.п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 – выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И.п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и.п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

Источник: http://id372-2008.narod.ru/proect/1.htm

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела