Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Учимся учиться…

В последнее время в нашей стране уделяется большое внимание проблемам информатизации образования. По мнению специалистов, использование информационных технологий в учебном процессе является одним из важнейших условий модернизации системы образования в целом.

Толковый словарь даёт следующее определение данному понятию: «информатизация образования – это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества».

Однако электронная образовательная среда, в которой учитель уже не является единственным источником информации, в свою очередь требует от него овладения новыми умениями и интеллектуальными навыками, позволяющими на профессиональном уровне осуществлять подготовку современных школьников. О том, какими способностями и знаниями должен обладать сегодня педагог, призванный обеспечивать компьютерную грамотность и формировать информационную культуру учащихся, можно рассуждать долго. На мой взгляд, главный секрет прост: чтобы быть интересным подрастающему поколению и востребованным современным обществом, необходимо постоянно развиваться, идти «в ногу со временем», учитывая интересы и потребности детей и направляя их в правильную сторону.

С особенностями своей деятельности нас познакомила Лариса Викторовна Панфилова – учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории, руководитель лаборатории информационного развития гимназии № 6 «Горностай» Советского района г. Новосибирска, победитель приоритетного национального проекта «Образование» 2008 года.




– Какое влияние на процесс социализации личности оказывает использование ИКТ на уроках?

Лариса Викторовна: – На мой взгляд, информационные технологии являются универсальным инструментом развития многих процессов жизнедеятельности, в том числе, социализации. По мнению профессора кафедры педагогики факультета педагогики и психологии МПГУ А.В. Мудрика, «Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации человека в том обществе, в котором он живет». Социализация может происходить в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных, жизненных обстоятельств; в процессе влияния со стороны государства на жизнь тех или иных категорий людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, то есть воспитания; в процессе саморазвития, самовоспитания личности. Таким образом, можно считать, что развитие – это общий процесс становления человека, а социализация – развитие, обусловленное конкретными социальными особенностями жизнедеятельности.

Для учащихся это подготовка к будущим профессиональным ролям, а также формирование информационных и коммуникативных компетенций. Именно ИКТ дают неограниченный доступ к информации, учат анализировать и ориентироваться в информационном потоке, позволяют интенсифицировать учебно-познавательную деятельность ребят, делать ее индивидуально-ориентированной, воспитывать у них потребность в самореализации и самообучении. С помощью информационных технологий, например, можно более наглядно смоделировать процесс реальной деятельности инженера, бухгалтера, программиста, менеджера и др. Применение данных технологий в учебном процессе, во внеклассной и воспитательной работах становится основой формирования и развития образовательной среды, для высокой эффективности функционирования которой необходимы информационная культура, культура взаимодействия и комфорт для всех ее участников.

Как известно, воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям происходит в основном на уроке. Но поскольку учитель ограничен школьной программой и временем, удовлетворение запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету, воспитание увлеченности наукой осуществляется, в основном, посредством внеурочной деятельности. А работа в области информационных технологий помогает создать для ребёнка комфортное личное пространство, свободу перемещения мысли и обмена идеями с большим человеческим сообществом. Развитие социализации учащихся является важнейшей составляющей учебного процесса и служит основой дальнейшего успешного функционирования личности в обществе.

– Используете ли Вы в процессе проведения занятий инновационные методики преподавания с применением ИКТ?

Л.В.: – Да, конечно. ИКТ делает возможным применение целого ряда методик и технологий. Например, технологии модульного обучения, интегральные технологии обучения, технологии контекстного обучения, технологии полного усвоения знаний. С помощью ИКТ можно добиться вариативности и обеспечения индивидуальной образовательной траектории, когда каждому учащемуся предлагается определенное задание (и по сложности и по времени). Это дифференцированный, индивидуальный подход. Здесь ребёнок получает возможность самостоятельно выбрать те разделы, которые хотел бы ускоренно или углубленно изучить, или, наоборот, наверстать пропущенный или непонятый материал. Широкие возможности в этой области дает дистанционное обучение. У нас подготовлены несколько курсов по различным темам по математике и информатике, которыми учащиеся могут пользоваться по мере необходимости.

– Расскажите, пожалуйста, о технологии контекстного обучения на уроках и дополнительных занятиях по проектной деятельности.

Л.В.: – Основным приемом работы в рамках технологии контекстного обучения является моделирование ситуации. Это могут быть коротенькие модели: «…представьте, что Вы – бухгалтер фирмы. Давайте посчитаем зарплату ваших сотрудников» (на уроках при изучении электронных таблиц, например), или полный проект с постановкой проблемы и способами ее решения (на внеурочных занятиях). В этом учебном году совместно с кафедрой английского языка и общественных наук нашей гимназии (у нас кафедральная система) мы разработали новую программу с использованием технологии контекстного обучения. Учащиеся получают начальное юридическое образование, используя знания английского языка и возможности Интернета.

– Как известно, гимназия «Горностай» является ресурсным центром для программы INTEL «Обучение для будущего». Каковы цели и особенности занятий по этой программе?

Л.В.: – Основная цель программы – обучение методам проектной деятельности. Программа дает представление о возможности использования информационных технологий в учебной деятельности, учит смело использовать любое программное обеспечение, ставить вопросы, видеть проблему и намечать способы ее решения, а также способствует повышению уровня образования в целом. Её участники, получив навыки планирования учебных проектов, создания средств оценки работ учеников в соответствии с целями учебных исследований успешно применяют их в своей дальнейшей работе. Начиная с 2004-2005 учебного года, по данной программе прошли обучение более 100 человек – родителей и педагогов гимназии. Опыт показывает, что взрослых учить труднее, поэтому эта деятельность требует особенно деликатного отношения. С другой стороны, именно взрослые «ученики» испытывают большую благодарность, понимая, что обучение – это тяжелый труд.

– Назовите основные задачи курса обучения по программе «Учимся с Intel». На какую возрастную категорию учащихся она рассчитана?

Л.В.: – Площадка «Учимся с Intel» работает в нашей гимназии с 2006 года. Курсы проводятся как факультативные. Это очень интересная программа, разработанная сотрудниками Института развития образовательных технологий (г. Москва) и корпорации «Intel». Элементы этих технологий применяются на уроках. В период работы летней площадки (с 8 по 28 июня 2006 года) занятия проходили ежедневно, а с сентября 2006 года по 2008 год стали проводиться один раз в неделю как двухчасовой факультатив. У нас есть ребята, которые посещают занятия на протяжении всех этих лет. Это ученики 5-6 классов, которые занимаются в группе под названием «Группа творческого развития». Один из участников программы – учащийся 5 класса Миша Путилин – в этом учебном году на олимпиаде по информационным технологиям занял 1 место в районе и скоро поедет на городские соревнования.

В этом году организована новая группа для учеников первого класса. Занятия ведёт учитель начальной школы Массанова Евгения Анатольевна. По-моему, наиболее эффективно программа применяется для учащихся 1-4 классов. Дети растут и развиваются не только умственно, но и духовно, формируется их позитивное отношение к миру и друг к другу. Они учатся работать в парах и в группах, планировать и оценивать свою деятельность, а также деятельность товарищей, создавать проекты.

Основными целями программы считаю повышение качества образования посредством развития творческих способностей школьников, формирование потребности в непрерывном образовании, приобретение учащимися функционального навыка ведения проектной и учебно-исследовательской работы с использованием возможностей информационного пространства. Образовательными задачами можно назвать развитие творческих способностей учащихся на основе критического и системного мышления, инициализацию глобального мышления, формирование гражданской сознательности.

– Поделитесь секретами создания благоприятной интеллектуальной среды для успешного усвоения знаний каждым учеником.

Л.В.: – Основными составляющими благоприятной интеллектуальной среды, по нашему мнению, являются следующие: рост мотивации к обучению, возможность реализации способностей каждого учащегося, создание благоприятной эмоционально-психологической обстановки.

Как показывает практика, мотивация к изучению отдельного предмета является отражением мотивации к обучению в целом, поэтому актуализация мотивации в рамках одного предмета может служить фундаментом для формирования мотивационной системы учащегося. Одним из инструментов работы с мотивационной системой являются информационные технологии. Повышение интереса к предмету, благодаря использованию компьютеров на различных уроках и во внеурочной деятельности, организация учебного процесса таким образом, чтобы материал был усвоен каждым учеником – это основные опорные точки для роста мотивации. Возможность реализации способностей каждого учащегося достигается посредством применения личностно-ориентированных технологий и индивидуализации образовательных траекторий. А благоприятная психоэмоциональная обстановка формируется с помощью создания и развития информационной среды, воспитания компьютерной грамотности, а также формирования навыков компьютерной культуры.

«Хочешь рассказать – расскажи; хочешь показать – покажи; хочешь научить – вовлеки».

Кроме того, важной частью нашей деятельности является забота о физическом здоровье ребят, поэтому мы проводим уроки с элементами здоровьесберегающих технологий. Ну а чтобы укрепить их эмоциональное здоровье, работаем над формированием общей информационной среды «учитель – родители – ученик», создавая между ними отношения содружества и сотворчества.

– Как проходит совместное обучение родителей и детей?

Л.В.: – Опыт проведения совместных занятий выявил некоторые трудности, в первую очередь, организационного характера. К сожалению, несмотря на очевидное позитивное влияние таких занятий на мотивацию к обучению у детей, а также на психоэмоциональную составляющую, достаточно трудоемким является этап формирования групп. Но сейчас совсем не хочется говорить о трудностях…

Предпосылкой для проведения совместных занятий было обучение родителей на курсах INTEL «Обучение для будущего». В прошлом учебном году был реализован проект «Семейные профессии», в рамках которого родители совместно с детьми создавали работы на тему выбранной профессии. В этом учебном году курс совместного обучения детей и родителей планируется провести для учащихся 1 класса во втором полугодии.

Беседу вела Марина Секисова

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 29)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела