Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Татьяна Сулжановна Титовская,

учитель информатики
МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением
литературы и математики
Кировского района г. Новосибирска

Использование компьютерной программы «Островок множеств» при изучении информатики во 2 классе

Цель курса: заложить основы операционного стиля мышления, формирование которого составляет одну из задач обучения информатике.

Уроки проводятся в игровой форме, дидактический материал используется в занимательной, игровой форме (красочные интересные компьютерные программы).

Тема «Множества». В процессе обучения школьники должны получить представление о множестве и его элементах, научиться выделять подмножества по характеристическому признаку и определять соотношение множества и подмножеств. Для изучения темы используется компьютерная программа «Островок множеств», разработанная учителем информатики Титовской Татьяной Сулжановной.

Данный проект отмечен Благодарственным письмом «УчСиб-2008» в рамках Конкурса «Через прошлое к будущему» в номинации «Научное и художественное творчество учащихся».

Информационная минутка – это устное обсуждение последних новостей из области информатики: ученики делятся сведениями об умных компьютерах, послушных роботах. Эти минутки воспитывают навыки отслеживания социальных событий, умение отобрать существенную информацию по данной теме.

В начале каждого урока обязательно приветствие, организационный момент, настрой на работу (1 мин), в конце урока – подведение итогов, отвечаем вместе с детьми на вопросы «Чему мы научились?», «Что узнали нового?».

Урок 1. Тема урока «Множество, элемент, характеристический признак множества»

Цель урока: Формирование представления о характеристическом признаке множества.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать понятия «множество», «элемент множества».

Научить задавать множества перечислением элементов.

Воспитательные:

Воспитывать познавательную потребность.

Воспитывать взаимопонимание и уверенность в себе.

Развивающие:

Развивать умение работать на персональном компьютере.

Развивать потребность к самообразованию.

Тип занятия: Изучение нового материала.

План урока:

  1. Начало урока: информационная минутка.
  2. Представление о множестве и элементе множества.
  3. Примеры задач-догадалок на объединение элементов в множество.
  4. Демонстрация программы «Островок множеств». Особенности интерфейса.
  5. Упражнения с программой «Островок множеств» (подпрограмма «Кто с кем», первый уровень).
  6. Домашнее задание.

1. Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Перечислить множество зверей на картинке.

Перечислить множество птиц на картинке.

Перечислить множество деревьев.

(Звери и одна птица на картинке есть, а деревьев на картине нет)/

Ответы проанализировать вместе с детьми.

Множество может включать совсем немного предметов, или очень-очень много предметов, или совсем не иметь предметов.

Понятие «множество» не стремимся строго определять. Важно, чтобы школьники умели приводить примеры множеств. Учитель называет конкретные примеры и просит продолжить составление примеров учеников, не объясняя на основании каких признаков производится объединение элементов. «Ученики одного класса», «жители одного города», «страницы одной книги», «цветы в классе» и т.д.

Понятие «элемент» появляется одновременно с множеством. «Ученик Рыбкин Вася – элемент множества «Ученики 2Б класса».

Ключевой вопрос урока: Как определить, входит элемент во множество или нет?

Можно данный вопрос конкретизировать на уровне примеров:

Входит ли страничка из дневника Пети во множество страниц задачника?

Почему мы считаем Рыбкина Васю жителем Новосибирска? И т.д.

3. Задачи-догадалки предлагаются в пособии для учащегося: о бабочках и стрекозе, об отметках на страничке.

Физминутка (2 мин).

4. Демонстрация работы новой компьютерной программы «Островок множеств».

5. При выполнении компьютерной программы учащимся на первом уровне предлагается выбрать элементы одного множества, объединенные общим признаком, например:

В данном случае надо выбрать все цветы и поместить их на полянку.

В этой программе верным ответом будут выбранные деревья.

6. Дома детям предлагается самим нарисовать задачу на тему объединения элементов во множество по какому-то признаку.

Урок 2. Тема урока «Множество, характеристический признак множества (продолжение)»

Цель урока: Закрепление навыков объединения элементов в множество.

Задачи:

Образовательные:

Обобщить понятие «Множество».

Закрепить навыки задания множеств перечислением и научить выделять общее свойство элементов множества.

Воспитательные:

Воспитывать познавательную потребность.

Воспитывать доброе отношение к окружающим.

Развивающие:

Развивать умения работать на персональном компьютере.

Развивать навыки работы в группах.

План урока:

  1. Начало урока: проверка домашних заданий, опрос.
  2. Задачи и игры на определение лишнего элемента множества.
  3. Упражнения с программой «Островок множеств» («Кто лишний»).
  4. Командный турнир задач-догадалок.
  5. Домашнее задание.

1. Проверяя домашние работы, отметить оригинальность догадалок. Если таких будет немного, то дополнить представленные домашние задания примерами учителя: на столе разные карандаши и ластик, к доске вызваны три Наташи и Вера и т.д.

Повторение пройденного материала. Опрос.

– Что такое множество? Приведите пример.

– Что такое элемент множества? Приведите пример.

2. Разбираем задачи на определение лишнего элемента (они приведены в пособии для ученика: про собак и котенка, про бабочек и стрекозу). Ключевой вопрос: Почему мы считаем, что этот элемент является лишним?

Даем высказаться всем желающим и проводим обобщение о том, что данный элемент не обладает признаком, присущим остальным элементам.

Задача: даны портреты (улыбающиеся и хмурый).

– Какой портрет лишний в каждой строке? Почему?

– Какое лицо вам больше нравится?

– С каким человеком вы стали бы дружить?

3. Одно из упражнений программы «Островок множеств» приведено ниже:

Здесь надо распределить предметы на два множества и отобрать лишние элементы, не принадлежащие ни одному из множеств.

Физминутка (2 мин).

4. Командный турнир – завершающий этап урока. Класс делится на две (четыре) команды, каждая придумывает задачу в виде рисунка (к этому класс должен быть готов: бумага, карандаши, резинки, фломастеры). В итоге на доске – вернисаж детского творчества на тему «Кто лишний». Представитель от команды поясняет задачу. Обязательно подвести итоги соревнования.

5. Домашнее задание: придумать собственную догадалку «Кто лишний?» и нарисовать ее в своей тетради.

Урок 3. Тема урока «Соотношения множества и подмножества»

Цель урока: Закрепление навыков поиска элементов по характеристическому признаку.

Задачи:

Обучающие:

Повторить понятия «множество», «элемент множества».

Закрепить умения распределять элементы по множествам.

Закрепить навыки работы на компьютере.

Воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, чувства ответственности за общую работу в команде.

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать.

План урока:

  1. Начало урока: информационная минутка, проверка домашних заданий.
  2. Задачи-догадалки и игры «Кто с кем».
  3. Упражнения с программой «Островок множеств» («Кто с кем», второй уровень).
  4. Импровизации на тему «Кто с кем».
  5. Вернисаж рисунков по теме урока.
  6. Домашнее задание.

1. Информационная минутка, проверка домашних заданий.

2. Задачи предлагает учитель: ставит у доски с одной стороны два мальчика и девочку, с другой – три девочки, и задает вопрос «Кого с кем можно объединить?», или с одной стороны ставит трех блондинов, с другой – брюнета и блондинок и т.д.

3. На втором уровне в игре «Кто с кем» предлагается такой пример:

К данному типу задач подойдут и задачи «Кто лишний», где элементы распределяются в разные множества.

Физминутка (2 мин).

4. Прежде чем перейти к импровизации, надо разобрать упражнения из «Книги для школьника»: квадраты и круги попадут в одно множество, т.к. они красные, а лишняя фигура отличается цветом, хотя совпадает по форме с большинством фигур.

Далее ученики индивидуально придумывают задачи-догадалки на указанную тему. Главное – следить за дисциплиной и содержанием придуманных задач.

5. Заключительная часть урока – коллективный вернисаж-соревнование. Распределяем учащихся на команды, каждая команда придумывает задачу-догадалку типа «Кто с кем». Нарисованная картинка предлагается для решения противникам, а затем вывешивается на доске. Команды можно создавать такие же, как на прошлом уроке.

6. Дома выполнить раскраску всех задач по теме из «Книги для ученика».

Урок 4. Тема урока «Соотношения множества и подмножества (продолжение)»

Цель урока: Закрепление навыков выделения элементов по характеристическому признаку из множества в подмножества.

Задачи:

Обучающие:

Повторить понятия «множество», «элемент множества».

Закрепить умения распределять элементы по множествам.

Воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, чувства ответственности за общую работу в команде.

Развивающие:

Развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать.

План урока:

  1. Начало урока: проверка домашних заданий.
  2. Математические задачи.
  3. Упражнения с программой «Островок множеств» («Кто с кем», второй уровень).
  4. Смешанный турнир задач «Кто лишний», «Кто с кем».
  5. Домашнее задание.

1. При проверке домашнего задания отметить аккуратность выполнения работ по раскраске рисунков.

2. Математические задачи на объединение элементов в множества можно предложить для геометрических фигур, для разных типов углов (острых и тупых), для цифр четных и нечетных и т.д. К математическим задачам примыкают такие, где надо найти правильный ответ для примера из множества предложенных. Можно показать детям, что задачи такого типа (с выборкой ответов) могут применяться не только на уроке математики. Показать подобную задачу для урока природоведения не составит учителю труда.

Задание: приведите примеры множеств, в которых 3 элемента (три окна в классе), четыре элемента (четыре ножки у стола), семь элементов (семь дней недели, семь цветов радуги) и т.д.

3. В данном упражнении на компьютере надо определить, на какие два множества можно разделить предложенные рисунки.

Физминутка (2 мин).

4. Завершающий этап – привычный командный турнир, в котором дети должны придумать задачи, только уже двух типов «Кто с кем» и «Кто лишний».

5. Домашнее задание: составить задачу с выборкой ответа по одному из двух предметов: русский язык или природоведение.

Урок 5. Тема урока «Соотношения множества и подмножества. Множества-матрешки»

Цель урока: Закрепление навыков определения элементов подмножества в заданном множестве.

Задачи:

Обучающие:

Повторить понятия «множество», «элемент множества».

Закрепить умения определять характер отношений между множествами.

Воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, чувства ответственности за общую работу в парах.

Развивающие:

Развитие навыков планирования своих действий.

План урока:

  1. Начало урока: проверка домашних заданий.
  2. Задачи типа «Множества-матрешки».
  3. Демонстрация программы «Островок множеств», подпрограммы «Множества-матрешки». Особенности интерфейса.
  4. Упражнения с программой «Островок множеств» («Множества-матрешки»).
  5. Домашнее задание.

1. Обязательно при проверке домашних задач отметить правильность оформления, аккуратность выполненной работы, лучшие задачи выбрать на вернисаж задач для общего решения.

2. Предлагаем рассмотреть пример: множество животных включает в себя множество животных, обитающих в море, и множество млекопитающих. Второе и третье множество пересекаются: есть животные, которые живут в море и являются млекопитающими (дельфин, кит). Есть животные, которые обитают в море и не являются млекопитающими (крабы, рыбы), и наоборот, есть животные, которые являются млекопитающими, но не живут в море (медведь, тигр). Попробовать изобразить графически расположение этих множеств.

Интересные задачи «Множества-матрешки» представлены в рабочей тетради «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячева. Можно разобрать несколько из предложенных задач вместе с детьми. Ключевой вопрос: «Почему множества называются матрешками?».

3. Далее демонстрируем работу «Островка множеств» именно с этими упражнениями.

Одно из упражнений на решение задач типа «Множества-матрешки» представлено ниже. Упражнение состоит из двух заданий. В первом надо в таблице напротив названия множества поставить соответствующую цифру из рисунка справа. Во втором задании надо в соответствие каждому рисунку поставить номер множества из задания 1.

Физминутка (2 мин).

4. Работу за компьютером лучше организовать по парам, чтобы дети могли найти решение совместно. Задача относится к разряду сложных, поэтому помощь учителя может быть необходима.

В процессе решения можно ввести понятие подмножества: «Домашние животные» – подмножество большого множества «Животные».

5. Затем по парам выполняем дополнительное задание, уже в тетрадях нарисуем или запишем названия животных, которых еще можно отнести к множествам 1, 2 или 3. Для каждого упражнения учитель сам подбирает дополнительное задание.

6. Домашнее задание: нарисовать и заполнить множества-матрешки (множество имен, в нем – множество имен мальчиков и множество имен девочек, найти область пересечения).

Литература

1. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс в 4-х частях. Учебник-тетрадь, часть 3. Автор выпуска Волкова Т.О. – М.: Баласс, 1998.

2. Первин Ю.А. Информационная культура. Компьютерная смекалка. 2 класс. М.: Дрофа, 1997.

Приложение. Развивающая игра «Островок множеств»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела