Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Лариса Анатольевна Лютикова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением
литературы и математики
Кировского района г. Новосибирска

Разработка урока литературы в 5 классе по теме «Древнерусское язычество»

Методическая разработка урока отмечена дипломом II степени первого областного конкурса педагогических инициатив в номинации «Применение средств ИКТ в образовательном процессе – необходимое условие современного урока» в 2008 году.

Цель урока: Знакомство с особенностями древнерусского язычества.

Задачи:

Образовательные:

– знать три этапа славянского язычества; языческих богов и их значение в жизни славян;

– знакомство с заклинаниями, оберегами, обычаями, закличками, веснянками;

– связь быта славян с представлением о космосе;

– знакомство с художественным творчеством древних славян.

Развивающие:

– вырабатывать умение сопоставлять искусство разных народов;

– уметь видеть сходства и различия в культуре разных эпох;

– уметь анализировать прочитанный текст.

Воспитательные:

– воспитывать уважение к прошлому своей страны;

– воспитывать потребность в расширении знаний истории России;

– формировать доброжелательное отношение и понимание язычества как основной религии древних славян.

Оборудование: проектор, слайды, таблица «Мировоззрение древних славян», мультимедийная презентация «Культура древних славян (дохристианский период)».

Предварительная работа с учащимися: уметь выразительно читать фрагменты из книги Г. Глинки «Древняя религия славян» главу «Храм Световида».

Ход урока

I. Организационный момент.

Эпиграф к уроку

Да, так, мы – славяне! Иным

Доныне ль наш род ненавистен?

Легендой ли кажутся им

Слова исторических истин?

В. Брюсов

Музыкальный эпиграф: вступление к опере А.П. Бородина «Князь Игорь».

II. Повторение пройденного материала.

После краткого повторения материала предыдущего урока задаю учащимся вопрос:

– Почему мы довольно прилично знаем культуру, искусство, ученых и быт Древней Греции и почти ничего не знаем о культуре, искусстве, быте своих далеких предков?

Ответы будут, конечно, разные. Кто-то вспоминает Перуна, Ярило, и на этом знания заканчиваются.

III. Объяснение нового материала.

Слово учителя: Культура землян насчитывает тысячелетия. У нас же отсчет отечественной культуры в основном ведется от Крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов – их воззрения на космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний. Язычество окружено тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир семьи, дома.

Складывая мифы и сказки, древний человек – язычник не собирался обманывать других, а высказывал суждения, догадки о мире, природе, о своей жизни. Солнце считали могущественным властелином видимого и невидимого мира. Не менее могущественными казались и другие явления природы, стихии космоса: гроза – Перун, ветер – Стрибог, огонь – Сварог. Вступишь с ними во вражду – погибнешь. Спалит дом Перун, сметет Стрибог, сожгут урожай беспощадные солнечные лучи…

Поэтому испытывал человек вечный страх перед могучими богами, вел с ними постоянный диалог, молил, просил, заклинал, закликал (слайды из презентации «Культура древних славян (дохристианский период)»).

Задания классу:

1. Кто из вас (учащихся) может вспомнить заклички, чтобы пошел дождик, а чтобы прекратился дождь?

Дождик, дождик, пуще,

Дай хлеба гуще!

Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка.

2. Ознакомиться, пропеть хором Приложение 1.

3. Как человек – язычник строил свою жизнь, как он устраивал свой быт, кем представлял себя в этом мире? (Жизнь свою человек-язычник строил по подобию мира).

5. Что означала крыша его дома? (мир небесный).

6. Комнаты для жилья?

7. Земля, подполье? (подземный мир).

А себя представляли люди светилами в этом микрокосме. Даже в песне пели:

Как светло – то от месяца –

Сам Иван – он господин,

Красно солнышко –

То Паладьюшка его.

Часты звездушки –

Его детушки.

 

8. Как человек-язычник оберегал свой дом от злых сил? (cлайды из презентации «Культура древних славян (дохристианский период)»).

Свой дом-космос оберегали от злых сил, от гнева богов. Под самой крышей избы сияло деревянное лучистое солнышко – главный оберег дома. Солнечные знаки – круги, кресты вырезали на деревянных ложках, туесах, прялках, вышивали на полотенцах, считали, что они сохраняют от сглаза и порчи. И деревянные коньки на крышах изб тоже защищали их хозяев. Напоминали они людям тех стремительных и легких коней, которые мчат колесницу солнца по дорогам видимого и невидимого мира.

Обязательно обращаю внимание детей на виды искусства: резьбу по дереву, вышивка полотенец, одежды, росписи бытовых предметов. Кого изображали люди на этих вышивках и почему? (Чаще всего это богиня домашнего очага – Мокошь или Макошь).

Чтобы учащиеся сами почувствовали обстановку, в которой жили наши первобытные предки, их преклонение перед природой, их понимание космоса, можно воспользоваться небольшим фрагментом из книги Григория Глинки «Древняя религия славян», для этого взять фрагмент из главы «Храм Световида» («Мифы древних славян», стр. 133, 136).

9. Весь данный текст и стихи читают учащиеся и стараются объяснить прочитанное.

ПЕРВЫЙ ЛИК И ОБОРОТ

Ясен месяц во полуночи,

Звезды ярко блестят нощию,

Месяц серебрит воды темныя,

Звезды златят небо синее;

Только греет одно солнце ясное.

ВТОРОЙ ЛИК И ОБОРОТ

Греет оно и питает нас;

Позвизд его устрашается;

Взглянет – Зимерзла бежит от глаз,

И Зимерзла к нам спускается.

Как благодательно для нас оно!

ТРЕТИЙ ЛИК И ОБОРОТ

При востоке его видеть радостно:

Когда на обзоре появляется,

Дверь златая тогда отверзается

Велепных чертогов его.

Он из терема идет высокого,

Из высокого, из небесного,

Как могучий витязь с победою.

Световид! Мы тебе поклоняемся!

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИК И ОБОРОТ

Как здесь вся тварь весела,

Встретив отца и царя!

Главы подъемлют дерева;

Освежились цветок и трава;

Птички порхают, поют,

Славу и честь воздают,

Имя твое вознося…

Учащиеся приходят к выводу – это же настоящий гимн солнцу. В Древнем Египте подобные гимны пели богу Ра, в Древней Греции – богу Гелиосу, а в России – Световиду.

10. На сколько частей вы бы разделили этот миф и как бы озаглавили эти части? Учащиеся дают следующие оглавления частей мифа: «Описание восхода солнца», «Гороскоп как пример добра и зла, тьмы и света», «Гимны в честь Световида».

IV. Итог урока.

– Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество?

– Чем определялось главенство в языческой иерархии того или иного божества (Рода, Перуна)?

– Какие пережитки языческих представлений сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считалках и в окружающей нас жизни?

V. Домашнее задание. Сравнить славянскую мифологию с мифами Древней Греции и Древнего Египта. (Взгляд на происхождение мира, связь с природой, значение богов в жизни человека, развитие искусства).

VI. Выставление оценок.

 

 

Мультимедийная презентация «Культура древних славян (дохристианский период)»

Приложение 1. «22 марта. Сороки».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела