Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Елена Алексеевна Бабушкина,
учитель технологии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 182 с углубленным изучением
литературы и математики
Кировского района г. Новосибирска

Разработка урока технологии по теме «Вышивка как один из видов декоративно-прикладного искусства»

Цель: Сформировать у учащихся знания о ручной вышивке; показать применение вышивки в народном и современном костюме.

Задачи:

1. Обучить учащихся выполнять задания по образцу, самостоятельно оценивать результаты работы.

2. Вызвать интерес к культуре и искусству.

3. Развивать творческие способности.

Методы обучения: рассказ; беседа; коллективная практическая работа; демонстрация.

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположения узоров, иллюстрации, показывающие использование вышивки в национальной одежде, предметов быта, виды швов: петельный, тамбурный, стебельчатый и др.

Оборудование для учителя: пяльцы, ножницы, иглы, булавки, нить, ткань, шаблоны для перевода узоров, утюг и утюжильная доска.

Презентация «Вышивание. 1-2 уроки», ПК, мультимедийный проектор.

Оборудование для учащихся: пяльцы, ножницы, иглы, булавки, нить, ткань, шаблоны для перевода узоров, утюг и утюжильная доска.

Термины на доске: орнамент, декоративное изображение, мулине, пяльцы, копировальная бумага.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Опрос домашнего задания;
  3. Объяснение нового материала;
  4. Практическая часть;
  5. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.

  1. Из каких этапов состоит подготовка ткани к работе? (Выстирать ткань, отутюжить ткань, выровнять срезы ткани, обметать срезы ткани катушечной ниткой).
  2. Правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок, булавок и утюга? (Как правильно передавать ножницы – кольцами вперед; можно ли шить ржавой иголкой – нельзя, т.к. она плохо прокалывает ткань и может сломаться; где нужно хранить иголки и булавки – в игольнице или подушечке, или в коробочке с крышкой; можно ли перекусывать нитку зубами – нельзя, т.к. можно повредить или сломать зуб).

3. Объяснение нового материала.

На вводном занятии учащимся следует рассказать, что вышивка является широко распространенным видом рукоделия. Оно имеет многовековую историю.

Вышивка – широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно.

Бесконечно разнообразны виды швов:

– для «глухой» вышивки, то есть по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.;

– для «строчки», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями – мережка, «перевить», настил, гипюр и др.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок – «свободной» вышивкой (по нанесённому заранее контуру).

История. Вышивание известно было в глубокой древности, и, как многих других отраслей искусства и науки, колыбелью его был Восток. В Азии это искусство процветало уже широко гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам. Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся, хотя и в редких случаях, вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и на памятниках.

В курганах IX-XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием мотивов и безупречным исполнением узора.

В XVIII-XX веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства. Обучать девочку женскому ремеслу: прядению, ткачеству, вышиванию, кружевоплетению – начинали с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое к свадьбе (рубаха, передник, сарафан, полотенце и др.).

Виды вышивания. В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту; растениям и животным придаются геометрические формы. Вышивание может быть плоскостным (не создающие ощущения объема, становятся частью узора), орнаментальным (ритмическое чередование элементов) или декоративным (плоскостное изображение растений, животных, птиц).

Ручная вышивка – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства. С ее помощью украшают быт и одежду, оформляют помещения, изготавливают салфетки, полотенца, панно, сувениры.

Все больше входит в нашу жизнь машинная вышивка. В настоящее время в России насчитывается более пятидесяти вышивальных предприятий.

Различные виды вышивки можно объединить в две основные группы. Первая – вышивки, выполняемые по счету нитей ткани (счетные) – «крест», «роспись», счетная гладь, различные мережки; вторая – вышивки по рисованному контуру (владимирские швы, стебельчатый, тамбурный, петельный и др.).

Показ презентации

4. Практическая часть.

  1. Изучить различные образцы вышивки.
  2. Определить, для каких областей России характерны данные узоры и орнаменты.
  3. Определить виды вышивания.

5. Итог урока.

Важно показать ученицам, что приемы художественной отделки одежды неразрывно связаны с ее покроем, формой, назначением. Вышивка – увлекательный, творческий труд, приносящий радость, вводящий в мир прекрасного, а кому-то и помогающий в выборе будущей профессии: вышивальщицы, модельера-конструктора, художника-модельера.

Учитель подводит итоги урока, вместе с учащимися просматривает выполненную работу, выявляет достоинства и недостатки работ, сравнивает работы учащихся между собой и оценивает их.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела