Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(8) Эльвира Семеновна Корченко,
методист отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

ЕГРС: взрослых и детских проблем не бывает - они общие

С 9 ноября по 4 декабря в новосибирских школах прошло Единое Городское Родительское Собрание. Я не случайно каждое слово пишу с заглавной буквы, ибо все они значимы, и с аббревиатурой ЕГРС вот уже третий год в общеобразовательных учреждениях города решаются, дискутируются, анализируются, обсуждаются самые насущные проблемы, связанные с нашими детьми. И как бы ни высокопарно звучала тема этого масштабного Собрания «Роль семьи, школы и общества в становлении гражданской позиции молодежи», суть ее сводится к простым и повседневным постулатам: как сделать так, чтобы нашему подрастающему поколению жилось хорошо; как оградить ребенка от дурного влияния улицы, пагубных привычек (алкоголизма, наркомании и т.д.); всегда ли мы, взрослые, понимаем наших детей и понимают ли они нас, почему ребенок начинает получать «двойки»… И как это ни парадоксально, но множество этих и других вопросов, увязываются со «становлением гражданской позиции молодежи».

Заместитель директора по воспитательной работе школы № 94 Ленинского района Елена Михайловна Вельц работу ЕГРС построила по необычному и неожиданному сценарию. Вместо, как принято в таких случаях, страстных речей типа «надо воспитать ребенка» непосредственно к родителям и педагогам (а не на трибуну) вышел психолог Владимир Васильевич Гатальский, представляющий центр психологический помощи Ленинского района «Лад». И вот почему. Оказывается, взрослым (и это не секрет) нужны именно его, психолога, советы, рекомендации, методики. Нужны потому, что профессиональную психологическую помощь папы и мамы практически не получают, как это принято на Западе. Своеобразная тренинг-беседа «лектора» и взрослых касалась самых обыденных и простых вещей. Например, что делать, если родители поссорились со своим чадом? Кто должен уступать? Всегда ли в этой ситуации правы взрослые? С одной стороны, ситуация банальная, а с другой – может привести к далеко идущим последствиям. Задумываемся ли мы, взрослые, над тем, что слова «ответственность», «обязанность», «обязательность» почти всегда вызывают у ребенка отрицательную реакцию. Почему? Да просто потому, что дети в большинстве своем не любят подчиняться. И как эти три «о» повернуть в то русло, которое не вызовет у подростка отвращение? Кто из нас знает, что такое «выученная беспомощность» или «уровень субъективного контроля»? Впрочем, дело не в терминологии, а в том, что за ней кроется. И как-то незаметно в непринужденной игровой обстановке психолог подвел мам (папы на таких собраниях, увы, редкость) к тому, что «становление гражданской позиции» – это прежде всего становление человека честного и порядочного.

Подростка категорически нельзя пичкать нравоучениями – лучше увлечь каким-то замечательным делом. Руководитель Музея жертв политических репрессий (оказывается, в 94-й школе есть и такой!) Вероника Викторовна Шадрина увлеченно и страстно рассказала, как ребятишки самозабвенно занимаются поиском материалов о поездках по интересным местам, связанным с историей города, области и Сибири. Вот оно – формирование «гражданской позиции» наших детей. Казалось бы, обычная поездка к святому источнику в Искитимский район, в местечко Ложок. Но ведь это не просто источник, а место, где находился один из самых страшных лагерей для репрессированных.

Ольга Константиновна Костина – руководитель школьного музея «Вместе» – сделала для родителей открытие: оказывается, их дети занимаются… научной работой. У них конференции так и называются – «научно-практические», и по окончании школы многие ребята уже фактически готовые экскурсоводы. Школьники, работающие в музее «Вместе», досконально изучают историю улиц Ленинского района, знают биографии героев, в честь которых названы эти улицы. Вот только сами родители, присутствующие на этом собрании, как выяснилось, не смогли пройти «маленький тест» – никто из них не смог назвать, кто же изображен на слайде. А это был космонавт Герман Титов, в честь которого названа одна из самых больших улиц Ленинского района.

Интересные единые городские родительские собрания прошли и в других образовательных учреждениях города. В Первомайском районе в школе № 140 педагоги и родители обсудили тему «Законодательная база и правовое обеспечение системы защиты детей от насилия и жестокого обращения». Этой проблеме было посвящено выступление директора школы Елены Николаевны Самусевой. Причем собрание открылось показом короткометражного фильма Ролана Быкова «Я больше сюда никогда не вернусь», где рассказывается о бессердечном обращении матери-алкоголички с дочерью Любой и о последствиях этой родительской жестокости. Десятиминутный сюжет знаменитого режиссера – это крик детского страдания с трагическим финалом жизни девочки. По завершении фильма в зале нависла гробовая тишина, так как комментировать увиденное было излишним.

В школу № 36 Дзержинского района на собрание был приглашен священник из храма Ефросиньи Полоцкой Д.Г. Полушин. Его выступление было посвящено проблемам нравственного воспитания в семье. Также перед родителями по этой теме выступили директор школы Людмила Вениаминовна Лебедева и заместитель по воспитательной работе Ольга Александровна Леонова.

А в школе № 197 была поднята очень волнующая на сегодняшний день проблема – роль молодежных субкультур в становлении гражданской позиции молодежи. Социальный педагог Городского центра по профилактике социального сиротства Ирина Михайловна Погоруева рассказала об истории возникновения молодежных течений и о том, как они стали проникать в Россию, пояснила, от каких факторов зависит субкультурная активность молодежи, дала расклад классификации молодежных субкультур и пояснила основные характеристики каждой. Выступление докладчика плавно перетекло в просмотр небольшого фильма «Эмо», предоставленного центром «Солнечный круг», который и завершил собрание. После выступления Ирины Михайловны многие родители, потрясенные несколько неожиданной для них информацией, обратились за дополнительными разъяснениями к специалисту Городского центра.

В качестве вывода хочется сказать, что безусловная польза в проведении ЕГРС в том, что подготовка к ним требует пересмотра и анализа многочисленной информации, на которую в повседневной жизни просто не обращаешь внимания, и в ходе этого осознаётся проблема, которую требуется осветить. На данных мероприятиях происходит взаимодействие педагогов и родителей, многие из которых в один момент начинают задумываться о своем ребёнке, и эта волна идёт по городу от школы к школе.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела