Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Ведущий рубрики
Все статьи автора(3) Андрей Павлович Стахович,
директор МКУ Городского центра
по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»

Кто же должен воспитывать?

Многие родители, отдав своё чадо в руки педагогов, предполагают, что также передали им часть своих функций и проблем. Они считают, что их задача – решать финансовую сторону (одеть, обуть, купить учебники и дать денег на обед), а воспитанием пусть педагогические работники занимаются – их ведь этому учили, да еще и деньги им за это платят.

Что же получается на деле? Безусловно, прежде чем стать преподавателем, необходимо пройти обучение в университете по специальности. Главное, что должны уметь выпускники педагогического вуза, – правильно построить урок, где научат спрягать глаголы, отличать Шиллера от Ньютона и применять на деле правило буравчика. То есть учителей учат учить. И это заложено уже в самом названии их профессии. Врач лечит, водитель управляет автомобилем, конструктор разрабатывать что-то новое. А как же воспитание? Разве им должен заниматься лишь воспитатель детского сада? А где же родители?! Разве их задача – родить человечка, чтобы впоследствии им занимался кто-то другой?

Ритм жизни становится всё быстрее. Надо спешить делать карьеру, зарабатывать деньги, обустраивать быт, торопиться жить, ведь «ничто не вечно под луною». Так и получается четкое разделение функций: в школе дают знания, дома – деньги, вещи, внимание, и не все хотят давать главное – воспитание. Поверьте, я ни в коей мере не хочу сказать, что всё так мрачно, и позитивных случаев, к счастью, намного больше. Но, имея некоторый опыт, с уверенностью говорю, что такое имеет место быть.

А ведь основное формирование как личность ребенок получает в семье. Отец и мать – это примеры, постоянно находящиеся перед глазами, именно с них ребенок срисовывает модель своего дальнейшего поведения. Но иногда, к сожалению, они представляют яркий образчик того, каким не надо быть и какие поступки лучше не совершать. Проработав не один год директором детского дома, я наблюдал немало моделей детско-родительских отношений, которые не то что нормальными, но и приемлемыми назвать затруднительно. Оглядываясь назад, сейчас могу твёрдо и уверенно сказать, что воспитателями в жизни ребёнка должны быть значимые для него взрослые – те, с кого он смело может брать пример, и чей жизненный опыт ему обязательно пригодится в дальнейшем: родители, бабушки и дедушки, тётушки и братья и, конечно же, учителя. Воспитание – это процесс, который ни в коем случае нельзя перекладывать на чужие плечи, иначе будет поздно. Любая ниша не может пустовать подолгу. Если воспитательные функции не хотят выполнять те, кому это положено по человеческим и божьим канонам, обязательно найдутся другие.

История знает случаи воспитания и волками, и дельфинами, и, что не менее страшно, но довольно распространено, улицей. И там тоже свои законы, зачастую мало отличающиеся от закона джунглей, где выживает сильнейший, превосходящий всех размерами кулаков и умением нанести удар.

А теперь подумаем: часто ли мы, родители, готовы отвлечься от личных мыслей и обратить внимание на своих детей, которые хотят услышать сказку перед сном, мудрую историю из жизни или попросту получить дельный совет? Думаю, не все могут этим похвастаться.

Три года назад в Новосибирске родилась идея проведения общегородского родительского собрания, основная цель которого в том и состоит, чтобы привлечь внимание родителей к вопросам воспитания собственных детей. «Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье», – так прописывает закон, такое же общее название и у Единого городского родительского собрания. Уделяйте время своим детям. Нет смысла выяснять кто же – школа или семья – должен воспитывать ребёнка. Опередите возможные плачевные последствия, пока внимание на ваших детей не обратила улица.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 61)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела