Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(8) Олеся Игоревна Смирнова,
методист отдела развития семейных форм устройства
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Игрушка в жизни ребёнка

Игра – самостоятельная детская деятельность. Она формируется в процессе воспитания и обучения ребёнка и способствует освоению им человеческого опыта, очень важна как форма организации детской жизни, потому что служит становлению психики малыша, его личности. В этой деятельности ведущая роль принадлежит игрушке. Без нее немыслимо развитие богатого эмоционального мира ребёнка. Он выражает свои чувства, исследует окружающий мир, учится общаться и познавать себя именно благодаря игрушкам. Это не обязательно должны быть дорогие и шикарные куклы и машины. Кто-то любит невзрачного мишку, которым когда-то играла мама, или пупсика, или красавицу-куклу с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля.

Игрушки неотделимы от игры, которая иной раз для развития сюжета требует новых персонажей: зайчики, мишки и многое другое воспринимается увлеченным ребенком не как предмет, а как живое существо. Фантазируя, дети нередко своими руками создают каких-то героев и часто предпочитают их купленным в магазине. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям, поэтому лучше совершать такие покупки вместе с малышом, который сам выбирает из огромного количества представленного на полках детского мира ассортимента именно то, что ему нужно. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он готов пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а со своей любимицей. На нее иногда злятся, ее наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но в минуты детского горя вспоминают, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу-трансформеру, взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине. В «подружки» маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на его живой оригинал, понятный и близкий малышу.

Несомненно, у каждого ребенка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Здесь представлены группы игрушек, которые предпочтительны для детей:

– из реальной жизни: кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон;

– помогающие выплеснуть агрессиюсолдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания, боксерские перчатки;

– для развития творческой фантазии и самовыражения: кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей.

Нужно помнить, что, покупая подарок своему чаду, нужно учитывать его точку зрения, а не свои представления. Великолепные автоматические и полуавтоматические машины, мотоциклы не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности детей. Ему нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера.

 

 

Как подбирать игрушки, учитывая возрастные особенности детей

Для самых маленькихподходят те, которые отвечают его основной потребности – чувствовать тепло, быть мягкими, тёплыми и яркой окраски, чтобы малютки стремились познать их через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с ними не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны неваляшки.

Для 2-летних детей очень хорош большой разноцветный мяч, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые слоники, мышки, собачки и т.п. – их малыши не тянут в рот, а засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности. Он должен знать, что перед сном нужно навести порядок и убрать всех своих любимцев в их «домик».

К трём годам желательно познакомить малыша с простейшими конструкторами, из деталей которого первое время вместе с ребенком собрать различные предметы. И каков же восторг испытывают дети, когда на их глазах из странных кусочков получается знакомый предмет! На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов, поэтому чаще всего выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает, например, «дочки-матери», «в папа и мама», «магазин», «больница», «детский сад». Трехлетки предпочитают больших кукол, медведей, парикмахерские наборы, чайные и столовые сервизы, принадлежности доктора Айболита, «мебельный гарнитур», отображающие различные стороны реальности, похожие на оригинал и (что очень важно!) достаточно прочные.

К четырём годам ролевая игра, содержание которой усложняется, становится основным видом деятельности ребёнка. Многие ранее любимые персонажи становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Четырехлетке наиболее полезны не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годамнаборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции детей. У них развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетка будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания, с удовольствием будет сам делать что-то в подарок родителям, например, кухонные прихватки, салфетки, украшения. Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Кроме того, мастерство развивает у детей творческую фантазию, трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

Никогда не заставляйте его своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки, в дальнейшем он сам сделает эту «инвентаризацию».

В школьном возрасте дети предпочитают подвижное общение со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В такой соревновательной деятельности младший школьник учится подчиняться правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все игры и игрушки, кроме любимой, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребёнок долго не берёт в руки какую-то машинку или куклу, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у малыша. И ещё один совет. Не водите детей слишком часто в магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек, если вы не готовы ему там что-то купить. Сколько слёз проливают малыши, смотря на сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери!

Игра развивает воображение и фантазию ребёнка, делает его счастливым, так он совершает первые открытия и переживает минуты вдохновения. Есть поговорка: «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но, дорогие взрослые, согласитесь, как иногда приятно получить смешной сувенир! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в праздники, но и просто так, чтобы поднять им настроение.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела