Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Новые возможности использования информационных технологий в современном образовании»
Выпуск №26 Декабрь 2009 | Статей в выпуске: 139


Все статьи автора(2) Ольга Николаевна Кудрявцева,
педагог-организатор
отдела организационно-информационного обеспечения
МБУ Городского центра по профилактике
социального сиротства «Солнечный круг»
г. Новосибирска

Дети и домашние животные

В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая у детей часть тревог и напряжения. У ребят есть возможность поговорить со своими любимцами, пожаловаться им, в конце концов, просто поиграть с четвероногими друзьями. А для малышей это необходимо, особенно тогда, когда взрослые уделяют им мало внимания. Сосуществуя рядом с ребенком, животные сглаживают его одиночество.

Роль четвероногих друзей в жизни малышей. Учёные университета Варвик впервые подтвердили сильную привязанность малышей к домашним животным. Об этом говорят данные опроса, согласно которым доказано, что кошки или собаки (хомячки, попугайчики и т.д.) могут стать важнейшими партнёрами ребятишек. Так вот, юные респонденты в возрасте 7-8 лет подавляющим большинством (90 процентов) поставили домашних любимцев в список 10 наиболее важных компонентов своей жизни. Причем для некоторых из них животные оказались более важными и любимыми, нежели родственники или учителя! Однако на первом месте в этом списке всё же стоят мамы, на втором – папы.

Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка. Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

Кошки, собачки, мышки, хомячки для малышей тот самый первоисточник для познания различных видов деятельности: наблюдения, игры, труда, творчества и т.д. В результате у ребятишек формируются любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Братья наши меньшие зачастую для мальчиков и девочек становятся первыми объектами переживаний и радости. Малыш испытывает положительные эмоции в общении со своими любимцами, и в процессе общения с животными у ребятишек развиваются чувства прекрасного, ведь они учатся видеть естественную красоту.

Если в семье есть собака или кошка (даже аквариумные рыбки), дети учатся проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируются основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры. Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству: они стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и, конечно же, в изодеятельности.

 

Кто и когда. В 3-4 года малыш активно познает окружающий мир. Психологи считают, что именно на данном этапе развития завершается формирование личности. Для ребенка уже можно завести первое домашнее животное, но ухаживать за ним придется пока взрослым. Первыми питомцами, подходящими для детей данного возраста, могут быть аквариумные рыбки, птицы, морские свинки или кролики.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется порой в самых неожиданных формах: карапузу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего попугайчик или канарейка, увы, остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть настороже и вовремя останавливать подобные действия ребятишек, объясняя им, что так делать нельзя, потому что рыбка или птичка может заболеть.

В 5-6-летнем возрасте сыночки и дочки уже могут систематически привлекаться к уходу за четвероногими, пернатыми, плавающими домашними питомцами. Родители должны стремиться выработать у ребятни определенные навыки ухода за имеющейся живностью. Детям предоставляется большая самостоятельность, расширяются их обязанности: можно, например, научить ребятишек, как протирать наружные стенки аквариума, мыть поилки и кормушки. Но все приемы ухода малыш должен осуществлять под присмотром взрослых. Подходящие для данного возрастного периода животные: аквариумные рыбки, птицы, морская свинка, кролик, хомячок, крыса.

В возрасте 7-8 лет ребенок может ухаживать за своим питомцем практически самостоятельно. Давайте сыну (дочери) читать рассказы о животных. Кроме того, все ещё выходит замечательный журнал, на котором выросло не одно поколение, – «Юный натуралист». Можно завести юному натуралисту тех же представителей животного мира, что и для более ранних возрастных периодов, а можно попробовать дать на воспитание кошечку или собачку, хотя полностью перекладывать уход за таким серьезным питомцем пока на малыша, конечно, не стоит.

О чем стоит подумать, прежде чем завести животное. Прежде всего, нужно понимать, что четвероногого питомца в любом случае вы заводите не только ребенку, а в том числе и себе, и большая часть забот, обязанностей по уходу за животным, конечно, ляжет на ваши плечи, даже если сам малыш уверяет вас в обратном. Поэтому спросите себя, готовы ли вы и все члены вашей семьи завести дома симпатяг, требующих много внимания, времени для ухода и общения, а также денежных затрат.

Чего стоит опасаться. При всех плюсах совместной жизни с братьями нашими меньшими нельзя не сказать и о минусах. Основной из них – аллергия на животных у детей. Если у ребенка или у вас есть аллергические проявления, увы, с четвероногими друзьями (даже самыми преданными!) лучше расстаться. К тому же, кошки, собаки, грызуны являются переносчиками различных инфекций, а малыш, как правило, очень легко может ее подхватить. Так что еще раз взвесьте все за и против и выберите именно того питомца, который больше всего подойдет вашему ребенку. Поверьте, для него это будет ни с чем несравнимое счастье!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела