Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Все статьи автора(3) Наталья Кузьмовна Ширяева,
руководитель спортивного подразделения
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Раиса Дмитриевна Савицкая,
заведующая методическим отделом спортивного подразделения
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска

Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий

Физическое воспитание подрастающего поколения является органической частью системы воспитания и образования детей и служит в целях всестороннего развития физических и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду, защите Родины. Убыстрение ритма современной жизни, прогресс науки и техники ставят перед специалистами физической культуры и спорта задачу поиска новых эффективных средств и методов воспитания здорового, энергичного, гармонично развитого поколения. Однако не следует забывать и давно известные, проверенные временем средства, такие как соревнования по подвижным играм, объединённые общим названием «Весёлые старты».

Ценность этих соревнований заключается в том, что они не требуют от участников длительной специальной подготовки, могут проводиться в любое время года в спортивном зале, на улице, в бассейне, на стадионе. Участвовать в них могут дети разного возраста. В зависимости от цели и задач эти соревнования способствуют воспитанию и развитию у детей двигательных качеств, формированию таких положительных черт характера, как воля, уверенность в своих силах, здоровый азарт и спортивная злость, чувство взаимопомощи, умение укрощать свои эмоции, подчинение своих интересов интересам команды. Подобные соревнования могут служить и прекрасным средством отбора в спорте. Ведь в выражении «человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре» немало справедливого.

Богатый опыт в организации и проведении соревнований «Весёлые старты» накоплен в спортивном подразделении «Центра внешкольной работы «Пашинский». В подразделении ежегодно разрабатывается план спортивно-массовых мероприятий для всех возрастных групп детей и подростков, в которых они принимают активное участие. Это спортивные праздники, интеллектуальные спортивные игры по различным направлениям и тематикой, которые проводятся в дни школьных каникул, к знаменательным датам и различным акциям:

– Спортивный праздник, посвященный Дню знаний – «День открытых дверей».

– Спортивно-экологическая эстафета «Чистый город – здоровые дети».

– Спортивный праздник «Самый сильный, самый ловкий» для младших школьников.

– Спортивный праздник «Снежковое ристалище» для 4-6 классов.

– Новогодний спортивный праздник «Китайский гороскоп» для младших школьников.

– Новогодние игры с Дедом Морозом – для дошкольников.

– Спортивный праздник «Зимние забавы» в дни зимних каникул – массовые катания на коньках и лыжах.

– Спортивный праздник «Путешествие в замок спорта» – для младших школьников.

– Интеллектуально-спортивная игра «Игродром» в дни школьных каникул.

– Спортивный праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети» для дошкольников с родителями.

– В рамках акции «Нет наркотикам!» – мероприятия «Самый спортивный класс», «Наш выбор-спорт».

– Военно-спортивный праздник «И мы защитники Отечества».

– Игровая спортивная программа – «Кем быть?»

– Спортивный праздник, посвященный Дню Победы – «Победа за нами».

По инициативе педагогов спортивного подразделения и при поддержке администрации ЦВР «Пашинский» стало традицией проведение соревнований «Весёлые старты» для учащихся младших классов, программа которых доводится до сведения учителей школ микрорайона заранее. Организаторы соревнований подробно знакомят учителей с содержанием игр и эстафет, особенностями их проведения и организационными вопросами. Таким образом, школьные учителя имеют достаточно времени, чтобы провести отбор детей, сформировать команду и подготовить её к соревнованиям.

Судейская коллегия состоит из педагогов спортивного подразделения и спортсменов. Общее руководство и награждение участников осуществляет администрация спортивного подразделения. Соревнования проводятся в спортивном зале размерами 36x18 м. Такие размеры зала, а также наличие необходимого инвентаря и оборудования позволяют ежегодно разнообразить и менять программу соревнований.

Распределение команд по группам осуществляется на совещании представителей команд жеребьёвкой. Организаторы соревнований стараются, чтобы церемония открытия соревнований стала торжественным моментом

и надолго запомнилась детям. Моделирование соревновательных условий предусматривает соблюдение всех атрибутов и выполнение этикета официальных соревнований.

Прежде всего, красочно и празднично оформляется место соревнований. Для этого используются разноцветные флаги, шары, красочные рисунки, лозунги и др. В зависимости от того, где проводятся соревнования, продумываются места расположения команд-участниц, зрителей, болельщиков и жюри. Украшают церемонию открытия показательные выступления юных гимнасток. Приятным сюрпризом для детей становятся сладкие призы от организаторов соревнований.

Большое значение имеет музыкальное сопровождение соревнований. Бодрая, весёлая музыка создаёт праздничное настроение у участников и зрителей ещё до начала соревнований, придаёт азарт борьбе в ходе соревнований, заполняет паузы между играми и эстафетами, способствует особой торжественности церемониям открытия и закрытия соревнований. При подборе музыкального материала учитывается возраст и музыкальные интересы участников соревнований, соответствие самой идее праздника.

Открытие соревнований начинается парадом участников с представлением команд и их учителей, затем следуют краткие поздравления с пожеланием успехов в учёбе и спорте от представителей администрации ЦВР «Пашинский». Большое воспитательное значение имеет церемония подъёма флага соревнований под звуки гимна России. В зале не остаётся ни одного равнодушного, когда детские голоса подхватывают мелодию и словами гимна выражают свою любовь к Родине. А ведь это младшие школьники, и для большинства из них это первое проявление чувства патриотизма.

Инвентарь для проведения игр и эстафет подбирается по возможности красочным, обязательно одинаковым или равноценным для всех команд. Количество его соответствует числу команд-участниц и условиям проведения игры или эстафеты. Для удобства и оперативности работы судей они имеют список инвентаря с указанием его общего числа и количества для одной команды к каждой игре или эстафете. В примечании к этому списку отражаются отдельные детали, касающиеся разметки игровой площадки, расстановки на ней инвентаря и т.п. Весь инвентарь  заранее размещается рядом с игровой площадкой. Тогда судьи быстро меняют его для следующего конкурса, что способствует динамичности соревнований и исключению длительных пауз.

На организаторов соревнований ложится ответственность за здоровье участников, за то, чтобы праздник не превратился для некоторых из них в трагедию. Поэтому тщательно продумываются все меры безопасности и страховки. Обязательно соблюдение следующих требований:

– продолжительность соревнований не более, чем 1-1,5 часа;

– учитывается возраст занимающихся, их интересы, уровень физического развития и подготовленности;

– включаемые в программу игры и эстафеты разнообразны по характеру, воздействию на те или иные мышечные группы или системы организма, а также учитываются ранее приобретённые детьми навыки;

– игры и эстафеты хорошо знакомы участникам соревнований (следует избегать сложных и травмоопасных упражнений, так как в пылу соревновательной борьбы участники не думают об опасности, а направляют своё внимание лишь на то, чтобы не подвести команду и выполнить задание как можно быстрее);

– игровой материал подбирается с учётом возможностей и условий проведения соревнований (качества спортивной базы, наличия спортивного инвентаря и оборудования, погодных условий);

– инвентарь для игр и эстафет подбирается яркий, привлекающий внимание детей, безопасный в использовании;

– количество инвентаря соответствует для одновременного проведения большинства игр и эстафет, чтобы не затягивать время соревнований;

– порядок распределения игр и эстафет в соревнованиях предусматривает паузы отдыха в зависимости от степени нагрузки.

Задача судей – быть объективными, точно соблюдать правила соревнований, своевременно разрешать возникающие спорные вопросы.

Примерная структура программы соревнований «Весёлые старты»:

1-я часть направлена на организацию участников: выход команд, приветствие, представление членов жюри, напоминание формулы судейства.

2-я часть состоит из 2-3 игр и эстафет, в которых заняты все участники. Её задача – создание благоприятных условий для организации внимания участников, снятия предстартового напряжения. Основное содержание – игры и эстафеты, требующие проявления ловкости и быстроты.

3-я часть наиболее продолжительная и сложная по содержанию. Основа её – игры и эстафеты, в которых заняты одновременно или поочерёдно все участники. Физическая и эмоциональная нагрузки в этой части должны постоянно меняться.

4-я часть должна создавать условия для процессов восстановления физического состояния участников. В неё входят игры и эстафеты с малой и средней интенсивностью, относительно простыми и лёгкими по координации движениями.

5-я часть направлена на организованное завершение соревнований. В ней подводятся итоги и проводится награждение команд.

Структура программы может меняться в зависимости от конкретных условий и обстоятельств.

Судейство соревнований

Существует мнение, что для детей в соревнованиях «Весёлые старты» главное не победа, а участие. Это неверно. Для них важны и конечный итог соревнований, и результат борьбы в каждой отдельной игре или эстафете. Психика детей очень ранима, они остро реагируют на любую несправедливость. Это обязывает организаторов и судей соревнований крайне внимательно относиться к судейству.

В состав судейской коллегии включаются люди, которые пользуются доверием и уважением у детей и подробно ознакомлены с Положением о соревнованиях, содержанием игр и эстафет, с формулой судейства, критериями оценки каждой игры и эстафеты. Право решающего голоса должно принадлежать главному судье соревнований. При объявлении оценок судьи должны аргументировать их. При этом их замечания должны быть краткими и убедительными.

Критерии оценки и способы выполнения каждого упражнения должны быть чётко указаны в Положении о соревнованиях и исключать двоякое их толкование. Сам подбор упражнений должен быть таким, чтобы максимально упростить их судейство и не вызывать у участников и представителей команд подозрений в необъективности судей. При проведении соревнований со школьниками младшего и среднего возраста необходимо перед началом каждой игры или эстафеты кратко объяснить участникам её правила и возможные ошибки, а также показать способы выполнения.

Система оценки результатов может быть различной. Самая простая – подсчёт очков согласно занятому месту: I место – 1 очко; II место – 2 очка; III место – 3 очка и т.д. Командное первенство в данном случае определяется по наименьшей сумме очков, набранных командой за участие во всех играх и эстафетах. В случае равенства результатов за участие в отдельной игре или эстафете у двух и более команд подсчёт очков осуществляется таким образом: складываются очки за занятые этими командами места и полученная сумма делится на количество команд (например, две команды показали одинаковый результат после II места: 3 очка (III место) + 4 очка (IV место) = 7 очков; 7 очков/ 2 = 3,5 очка).

В случае равенства результатов у двух и более команд следует повторить одну игру или эстафету, которую можно определить по жребию или по согласованию с представителями команд. Можно отразить этот момент в Положении о соревнованиях, определив заранее, какая игра или эстафета будет в данном случае повторена.

>

Данная педагогическая модель, как показал анализ этой деятельности, бесспорно, имеет воспитательное значение, способствует приобретению опыта и знаний участия в соревнованиях, формированию патриотизма и чувства коллективизма – гордости за свою команду. Она может быть использована как в практике работы педагогов в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных школах для внеклассной работы с младшими классами.

Приложение. Презентация «Педагогическая модель физического воспитания на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 43)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»