Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Елена Владимировна Журавлева,
кандидат педагогических наук,
доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики
Кемеровского государственного университета

Деловое общение современных старшеклассников

Общение как сложный процесс взаимодействия субъектов возникает и реализуется как в рамках совместной деятельности, так и вне деятельности (общение неформальное и функционально-ролевое или деловое). Деловое общение всегда возникает под влиянием необходимости осуществления реальной или предполагаемой совместной деятельности и получения совместного результата – продукта этой деятельности. Деловое общение школьников тоже возникает и реализуется в процессе совместной учебной, внеурочной и внеклассной деятельности. Во внеклассной деятельности деловое общение менее регламентировано, более самостоятельно и не всегда ощущается под руководством педагогов. Учащиеся в такой деятельности интуитивно выбирают способы взаимодействия с другими людьми, распределяют обязанности с учетом своих способностей, интересов и др. Совершенно очевидно, что общение с большим кругом людей разного социального статуса (педагоги, одноклассники, друзья и др.) способствует успешности взаимодействия. Именно в ситуациях совместной деятельности (учебной и внеклассной) учащиеся ищут наиболее приемлемые способы взаимоотношений, поведения.

Наши наблюдения, беседы с педагогами, школьниками, работа в качестве учителя литературы в 10-11-ых классах общеобразовательной школы показали, что большинство современных старшеклассников ориентировано на успешную учебную деятельность, от которой зависит будущая профессиональная карьера. Соответственно, более значимыми становится успеваемость в школе, обучение на подготовительных курсах, занятия с репетиторами, неурочная учебная деятельность и др. Современные старшеклассники связаны совместной деятельностью под руководством педагогов, в основном, во время учебной работы на уроках и вне их (например, факультативы). На первый план в этом случае выступает функционально-ролевое общение. Действия его участников предопределены целями и содержанием деятельности, их правами и обязанностями.

Необходимость формирования готовности к деловому общению определяется и расширением круга специалистов, профессионально с деловым общением (педагоги, врачи, менеджеры, юристы, социологи, социальные работники и др.).

В условиях школы, в рамках учебного процесса педагогами должна проводиться целенаправленная работа по формированию готовности старшеклассников к деловому общению. Во-первых, такая работа осуществляется в естественных ситуациях совместной учебной деятельности школьников; во-вторых, в специально организованной деятельности под руководством педагогов. В такой деятельности старшеклассники овладевают базовыми умениями организовывать и осуществлять деловое общение; эти же знания и умения в будущем могут быть реализованы в профессиональной деятельности.

По мере совершенствования опыта совместной учебной деятельности и делового общения старшеклассники изменили не только свое отношение к этим процессам, но и переоценили свои возможности по многим аспектам: по реализации совместной групповой деятельности, возможностям своих партнеров, выработке стратегии подбора последних для решения конкретных задач. Ориентировались в основном в этих процессах школьники на деловые качества личности, которые сами определяли для успеха совместной деятельности: организованность, деловитость, собранность, мобильность и др. По их мнению, деловое отношение служит средством для достижения старшеклассниками и педагогами в совместной учебной деятельности главной цели учебного процесса – усвоения учебного материала.

Деловое общение осуществляется в процессе урочной деятельности, организуемой учителем: во-первых, учителя с учеником; во-вторых, учителя с группой учащихся или, в-третьих, всеми учащимися (с классом). Если учебная деятельность на уроке организована как совместная (групповая), то деловое общение осуществляется между учителем и группами учащихся, между учащимися внутри группы и между группами учащихся.

Совместная учебная деятельность становилась для старшеклассников приоритетной по мере того, как старшеклассники, участвуя в специально организованной деятельности и овладевая знаниями об особенностях, средствах и способах реализации делового общения, приобрели умения осуществлять его, научились технике общения. И поэтому уже сами в соответствии с обстоятельствами, задачами деятельности формировали группы для делового общения. В этих же группах вместе с учителями учащиеся обсуждали и анализировали ситуации, свои действия в функционально-ролевых позициях, давали самооценку степени проявления деловых качеств, знаний и умений в сфере делового общения.

Итак, в процессе совместной учебной деятельности, реализуемой на уроках в различных организационных формах, осуществляется формирование готовности старших школьников к деловому общению: приобретаются умения организовывать и реализовывать совместную деятельность и деловое общение; совершенствуется его опыт в разных ситуациях совместной деятельности, где закрепляются соответствующие умения, а также вырабатывается стратегия выбора (подбора) партнеров по совместной деятельности, когда идет ориентация на деловые качества личности, в связи с чем общение по поводу совместной деятельности не осложняется регулировкой межличностных отношений, а значит, такая деятельность удовлетворяет всех участников процесса.

Отметим, что действия старшеклассников в разных функционально-ролевых позициях оказывают значительное влияние на взаимоотношения с педагогами. Стиль взаимоотношений приобретает творческий характер. Это означает, что такой стиль отличают постоянный поиск и выбор способов, создание их новых сочетаний, адекватных данной ситуации деятельности, общения, особенностям субъекта. Творческий характер стиля взаимоотношений педагогов и школьников является основой сотрудничества. Оно предполагает, что все этапы совместной деятельности и делового общения различаются субъектами деятельности совместно: от постановки цели до анализа результатов. Положительный эмоциональный характер взаимоотношений в ситуациях делового общения создает устойчивую положительную мотивацию к участию старшеклассников в совместной деятельности и деловом общении.

Готовность к деловому общению, определяемая рядом факторов и сформированная в учебном процессе, дает старшеклассникам, будущим студентам, а потом и специалистам, положительную мотивацию на любую профессиональную деятельность, особенно связанную с человеческим фактором в субъект-субъектной парадигме.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»