Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Марина Юрьевна Михайловская,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Дети, родители и школа: союз трех сердец

Счастлив тот, кто счастлив дома.

Л.Н. Толстой

В этих словах великий русский писатель Л.Н. Толстой отразил ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего, взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами. А в школе создать уют домашнего очага. Ведь в рамках школы полного дня (режим работы в нашей гимназии) дети находятся в образовательном учреждении больше времени, чем дома.

Деятельность классного руководителя начальных классов имеет свои отличия от деятельности классного руководителя средней и старшей школы. И дело не только в возрастных особенностях детей. Классный руководитель в начальных классах призван заложить фундамент возможных отношений в детском коллективе, в коллективе родительском, а также фундамент отношений между родителями и педагогами школы. Как заложить этот фундамент? Как увлечь родителей и учащихся заботами класса? Эти, и не только, вопросы задаешь себе всякий раз, набирая первый класс.

Не вызывает сомнений, что сначала нужно наладить контакт с родителями, ведь основа воспитательной работы в классе – «союз трех сердец» – учитель – ученик – родители. Установление тесного контакта со всеми родителями позволяет правильно оценить характер влияния семьи на личность ребенка, выявить тенденции развития личности, обусловленные этим влиянием, определить положительные и слабые стороны семейного воспитания, найти формы и методы индивидуальной помощи каждой семье.

Еще в июне, на первом родительском собрании я даю родителям задание написать сочинение «Наша семья». Оговариваю, что в сочинении хотелось бы увидеть традиции семьи, стиль воспитания, интересы ребенка, его психологические и физические особенности, пожелания учителю (на что обратить внимание в работе с ребенком) и т.д. Сочинение пишется в свободной форме и сдается на родительском собрании в августе. До начала учебного года у меня уже есть возможность познакомиться с детьми.

Так как в июне и августе мы с родителями встречаемся по организационным вопросам, то в сентябре провожу родительское собрание – знакомство. Это собрание я провожу в кругу. Не каждый любит рассказывать о себе, поэтому всех разбиваю на пары и говорю о том, что рассказывать будут не о себе, а о другом человеке в паре. Поэтому родители стараются расспросить друг друга как можно больше, чтобы было о чем рассказывать. На общих правах я также нахожусь с кем-то в паре и начинаю разговор с себя. При таком знакомстве, конечно, не запомнится имя, отчество, но родители сразу уже отмечают для себя человека по интересам, а я узнаю больше о родителях своих учеников, их семьях, а также показываю родителям, что учитель – это человек готовый к диалогу.

В конце сентября организовывается праздник «День рождения класса». На этом семейном празднике каждая семья представляет себя в любой удобной форме: стенгазета, танцевальный, поэтический или музыкальный номера. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, показывают свои достижения в этой области. Каждая семья придумывает по одному конкурсу для детей и родителей. Далее тематические родительские собрания провожу один раз в четверть, используя самые разные формы и планируя тематику собрания, исходя из состава класса, уровня обученности и воспитанности учащихся.

Конечно, главное назначение родительского собрания – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания, но при этом родители и сами могут поделиться своим опытом в воспитании детей, и очень важно, чтобы каждое собрание проходило на таком уровне, что следующее собрание не хотелось пропустить. Например, проводились такие родительские собрания: «Адаптация первоклассников» (в обсуждении принимали участие родители, у которых не первые дети – первоклассники), «Поощрения и наказания» (групповая работа родителей) и др. Но, тем не менее, в таком большом социуме, как город, трудно привлекать родителей к школе. Поэтому я попыталась найти выход через внеклассные мероприятия. Я думаю, во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов.

Для меня классное руководство – это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность к каждому. Поэтому стараюсь приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей, активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным в жизни, найдет свой правильный путь. Мои родители – активные участники наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям, сами проводят внеклассные мероприятия, конкурсы, игры, классные часы. Каждое мероприятие, проводимое родителями, каждая встреча их с детьми требуют определенный минимум педагогических знаний, умений. Вот здесь-то и нужна поддержка, доброжелательность классного руководителя. Перед каждым мероприятием, проводимым родителями, организую консультации, вместе составляем развернутый план мероприятия, распределяем обязанности, что является одним из важных условий слаженности и взаимопонимания в совместной деятельности.

Привлекая родителей к участию в воспитательной работе, необходимо обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей разнообразные – грамоты, благодарственные письма, изготовленные самими учащимися, сувениры.

И, конечно, преемственность. Знакомство с классным руководителем будущего пятого класса проводится на родительском собрании в апреле. На этом собрании будущий классный руководитель знакомится с родителями класса, рассказывает о себе, родители могут задать вопросы, волнующие их при переходе в среднее звено. Еще одна встреча происходит на выпускном празднике, где классный руководитель, родители и дети могут пообщаться в неформальной обстановке.

В прошлом году я выпустила четвертый класс. Родители уже стали единомышленниками, расставаться жаль. Но наступил новый учебный год, новые дети, новые родители, новые сочинения, новые будни и праздники…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»