Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Все статьи автора(2) Татьяна Николаевна Козыренко,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 9» Заельцовского района
г. Новосибирска

Роль традиций в формировании личности гимназиста

Все начинается с детства... Эта гениальная в своей простоте истина известна каждому педагогу. Но, к сожалению, не всегда хватает сил и возможностей на последовательное ее воплощение в жизнь с получением конкретного воспитательного результата. Бесконечно прав был В.А. Сухомлинский, когда писал: «То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». Именно поэтому, говоря о формировании личности, необходимо признать определяющую роль школы в этом процессе. То, что заложено в детстве и отрочестве, остаётся в человеке на всю жизнь. Доброта, любовь к людям, благородство, патриотизм, ответственность – всё это формируется в детстве. Поэтому школа всегда наряду с образовательной функцией выполняла и воспитательную. «Обучать, воспитывая» – это принцип российского национального образования.

Личность как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется уровнем образованности и воспитанности человека, основанной на вере в нравственные ценности, а также уровнем развития человека, предопределяющим его способности к непрерывному саморазвитию, самообразованию и реализации жизненных планов. В центре воспитательного процесса поставлено развитие личности ученика на основе общечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в жизни общества, его демократизации и гуманизации.

Каждое учебное заведение обладает своей особой культурой, которую часто связывают с имеющимися традициями, нормами и правилами культуры поведения в нем. Понятие «культура школы» используется тогда, когда имеют в виду «систему присущих школе общих ценностей и традиций, отражающихся в основных видах ее деятельности и межличностных отношениях, убедительно отличающих данную школу от любой другой».

Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным. Традиции обеспечивают связь поколений, стабильность. Школа – это часть общества. Школа без традиций – это мертвое здание, в котором дети от шести до семнадцати лет отбывают томительные часы, получая определенную информацию. Школа с традициями – это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, об окружающем мире, о своем месте в обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют, в том числе, наладить эмоциональный контакт между учениками, педагогов с детьми, детей – с родителями, родителей – с педагогами и даже педагогов между собой.

Традиции в жизни образовательных учреждений необходимы, хотя их нельзя механически перенести из одного коллектива в другой. Можно выделить ряд педагогических требований к использованию традиций:

– во-первых, их целесообразность, ради чего они используются, уместны ли они в данном случае, каково отношение к ним личности;

– во-вторых, единые требования к выполнению со стороны членов как детского, так и педагогического коллективов: нельзя научить ребенка желаемому, если не дать ему практического урока;

– в-третьих, преемственность, т.е. передача накопленного опыта одним детским поколением другому, у нас эта традиция существует столько лет, сколько существует школа-гимназия. Следует подчеркнуть, что эффективность использования традиций объясняется тем, что они применяются не изолированно, а в совокупности с другими средствами, а главное в выборе средств – целесообразность и динамичность.

Что же это такое – «традиция»?

«Традиция – укоренившийся порядок в чем-либо» (В. Даль).

«...элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах» (БСЭ).

Внеклассная работа является одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью образовательно-культурной среды гимназии. Она помогает удовлетворять интересы и потребности гимназистов в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музее, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей. И в этой развивающейся структурной сети клубов и кружков по интересам – традиции школы № 55-гимназии № 9.

Социокультурное пространство в нашей гимназии – пространство традиционное. И хотя традиций много, в рамках программы эстетического развития особо выделяются несколько общегимназических:

 

Время проведения

Название гимназических традиций

Эстетический аспект гимназических традиций

Сентябрь-октябрь

Литературные чтения

– конкурс чтецов;

– конкурс живописных работ, сопровождающий литературные чтения

– театрализованное представление, сопровождающее литературные чтения.


Ноябрь-декабрь

Конкурс риторов:

1-4 классы – «Праздник юного Цицерона»;

5-7 классы – «Конкурс риторов», «Дискоклуб»;

8-11 классы – дискуссионный клуб

– демонстрация актерского искусства в конкурсах риторов;

– в рамках праздника риторов: «Дни античной трагедии»;

– конкурс живописных работ по античной тематике.

В течение учебного года

Парад культур:

На учебный год выбирается одна конкретная эпоха: античность, средневековье, Возрождение и т.д. В январе-феврале проводится праздник «Парад культур»

– представление выбранной культуры через музыку, танцы, изобразительное искусство, историю, литературу;

– погружение в культуру: бал, парад, карнавал и др.;

– театрализованное представление.

Сентябрь, октябрь, январь, март

Фольклорные праздники:

Кузьминки

Рождество

Масленица

– конкурс поделок в русских народных традициях; представляются работы, выполненные в рамках спецкурсов культурологической направленности;

– театрализованные представления.

 

В гимназии существуют сложившиеся за долгие годы мероприятия, любимые не одним поколением учеников: праздник «За честь школы», который логично переименован в праздник «За честь гимназии». Традиции меняют время и потребности, с получением статусного звания в гимназии прижились и новые традиции: конкурсы «Лучший гимназист», «Лучшая семья», «Лучший класс», праздник Посвящения в ученики гимназии, Посвящения в пятиклассники, Посвящения в десятиклассники. В гимназии дорожат и тем, что выпускники разных лет не забывают о школе – они присутствуют на встречах с нынешними учениками, проводят «круглые столы»; традиционными становятся вечера встреч с видными учеными (профессора В.С. Ширинский и Ю. Максимова, академик В.И. Молодин), представителями творческой интеллигенции (художник Д. Меньшиков, актриса И. Краева). Некоторые выпускники предлагают свои услуги в работе кружков и студий.

Много лет учителем русского языка и литературы проработала в школе № 55 Л.П. Гарбузова. Именно она была основателем еще одной традиции – музыкальный абонемент для учащихся; эта традиция живет и сейчас: учащиеся с 1 по 10 классы ежемесячно посещают эти концерты.

Но традиции, которыми живет гимназия, базируются на традициях, чтимых в классных коллективах. Если говорить об организации и воспитании класса, то здесь уместно привести высказывание А.С. Макаренко, который отметил: «…ничто так не скрепляет коллектив, как традиции…» А воспитать и сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности учащихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство гордости за свой коллектив.

Неоценимый вклад в формирование традиций вносят учителя начальной школы, на плечи которых ложится ответственность за бережное отношение к традициям, заложенным предыдущими поколениями учеников.

Из начальной школы в классе, где я являюсь классным руководителем, перешли в среднее звено следующие классные дела:

– спортивные праздники с активным участием родителей;

– участие ребят в интеллектуальных играх;

– привлечение родителей для организации и проведения экскурсий на предприятия, на которых они работают;

– выпуск «Поздравительных открыток» именинникам.

У каждого классного коллектива – свои традиции, являющиеся составной частью традиций гимназических, роль которых в формировании личности гимназиста велика. На вопрос анкеты «В чём, по вашему мнению, заключается роль гимназии?» большинство выпускников отметило ее как место, где они получают знания и общаются с друзьями. Среди других ответов были: воспитание характера, силы воли, подготовка к реальной жизни, подготовка к поступлению в ВУЗы, нахождение своего жизненного пути, формирование личности, жизненных принципов, умение находиться в коллективе. Безусловно, все это очень важно, но мы стремимся к воспитанию у ребят ощущения гимназии как «родного очага», огонь которого необходимо беречь, и быть верными ее традициям. И, наверное, самыми важными словами для всех, кто посвящает жизнь воспитанию молодого поколения, являются слова о том, что «гимназия – это родной дом». Значит, традиции, связывающие поколения учеников, живут и преумножаются.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»