Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Ольга Николаевна Борискина,
учитель высшей квалификационной категории,
классный руководитель 4 «А» класса
МОУ СОШ № 6 г. Куйбышева Новосибирской области

Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»

Классный час «Маячки в моей жизни. Мамины глаза» разработан для проведения в 4 классе.

Цель проведения классного часа – становление духовно-нравственного мира учащихся, гуманизация отношений к матери.

Задачи:

– дать учащимся возможность вглядеться в самого близкого человека – мать, способствовать проявлению положительных эмоций, внимания, любви, чуткости и заботы к маме;

– познакомить с историей празднования Дня матери;

– способствовать формированию интереса к общему делу, потребности в совместных действиях с целью достижения полученного результата.

В классе, для которого разработан классный час, работает ученическое самоуправление. Созданы постоянные и временные проблемные группы, советы по разработке, решению проблем взаимоотношений и организации жизни коллектива.

Подготовительная работа к классному часу осуществлялась по нескольким направлениям. Каждая группа выполняло одно задание. Во время классного часа учащиеся отчитываются о его выполнении.

Презентация «Наши мамочки родные»

Сценарий проведения классного часа

1. Установление контакта с детьми. Снятие тревожности.

Учитель. Я рада, что наша встреча состоялась. Помашите рукой те, кто сегодня уверен в себе, кто ищет ответ на вопрос, который задаёт жизнь.

Сегодня на нашей встрече присутствуют гости. Это… наши мамы (Слайды 2-14 (фото мам).

2. Этап актуализации. Постановка темы, цели, задач. 

Учитель. В начале года мы поставили для себя задачу – определить маячки, помогающие нам найти свою дорогу в жизни, испытать счастье. Уже определены некоторые из них: образование и самообразование, друзья (Слайд 16).

Было определено, что это не полный список. На одной из наших встреч мы говорили о том, что мама тоже наш друг.

На одном из собраний мы выявили причины неудачного дня (Слайд 17).

Причины

Невыполнение в срок заданного

Непонимание позиции другого

Нежелание выслушать другого

Обида

Духовная близорукость

Недооценка личной ответственности, личных усилий

.................................................

Учитель. А может ли мама помочь вам справиться с этим? Можно ли поучиться у мамы хорошему? Говорят, что глаза – это зеркало души. Давайте заглянем в мамины глаза, в мамину душу.

Формулировка темы классного часа «Мамины глаза» (Слайд 18). 

Учитель. Цель нашей встречи – определить, кто может помочь в трудных ситуациях, определить некоторые качества личности, способной достичь успеха, определить ориентиры в жизни (Слайд 19).

Задачи: изучить полученную группами и индивидуально информацию, проанализировать её, сделать выводы, составить программу действий для коллектива, для группы, для себя (Слайд 20-21).

3. Планирование работы:

а) отчёт групп;

б) дополнения учителя;

в) анализ работы групп во время подготовки к классному часу.

4. Отчёт групп.

Отчёт группы № 1 (Мама. Кто она?)

Ученики. Читают отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Берегите матерей» (Слайд 22).

Мама. Этим словом называют самого дорогого, близкого, единственного человека. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми. Мама заботится о нас, оберегает нас. Материнская любовь греет человека до старости.

Мать. В некоторых словах можно найти этот корень. «Материк», «матёрый» – т.е. основа всего, сила, зрелость. По мнению исследователей, слова с корнем -мать- образовались очень давно. Всё говорит о том, какое высокое положение занимала женщина в древности, особенно женщина-мать.

Учитель. Ребята, у меня тоже есть мама. Я хочу рассказать о ней. Если и ваша мама такая же, помашите мне рукой.

– Моя мама самая лучшая, ласковая, самая красивая, самая умная. Моя мама всегда выслушает меня. Моя мама постоянно работает. Моя мама согревает меня лучше солнца. Моя мама дала мне всё, чтобы я стала счастливой.

Фотография мамы у каждого на парте.

Посмотрите на фото мамы. Какая ваша мама? Загляните в мамины глаза. Какие они? Что они говорят вам? Расскажите друг другу.

Отчёт группы № 2 (Из истории праздника)

Ученики. Скоро праздник наших мам. Праздник называют всемирным. Только в разных странах его празднуют в разное время.

Женщине-матери всегда поклонялись. Ещё в древнем Риме почитали Великую Матерь – богиню, матерь всех богов (Слайд 23). Также известно, что в Англии с 15 века отмечалось Материнское воскресенье. Материнский день праздновался не только в Англии, эта традиция существовала и во Франции, Германии, Бельгии. Однако постепенно, по мере распространения христианства в Европе, этот праздник приобрел немного другое значение – праздник Матери Церкви – духовной силы, дающей жизнь и защищающей от зла. Возродился же праздник в прошлом веке. В 1907 году американка Анна Джарвис из Филадельфии, спустя год после кончины своей матери, выступила с инициативой чествования матерей. Жизнь без любящей и мудрой мамы была невыносима для Анны. Её мучили мысли, что при жизни она не успела выразить матери всю глубину своей любви. Анна и поддержавшие ее женщины написали тысячи писем конгрессменам и сенаторам с предложением один день в году посвятить чествованию матерей.

У нас в России День матери отмечают с 1998 года по указу Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября. В этот день по традиции поздравляют мам. Россияне почитают женщину-мать, самого дорогого человека в жизни каждого (Слайд 24).

Отчёт группы № 3 (Мама в нашей жизни)

Мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом. Первый человек, который склоняется над ребенком, – мама. Она переносит вместе с ним все радости и беды. Первый человек, которому улыбается ребенок, – мама. Только мама отдает ребенку всю свою нежность, любовь и заботу. Наверное, поэтому первое слово, которое произносит малыш – это слово «МАМА». У мамы доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь. На свете нет человека любимей и родней.

Учитель. Посмотрите в мамины глаза. Ваша мама такая? Вы счастливы рядом с мамой? Чему можно поучиться у мамы? (Терпению, доброму и бескорыстному отношению, трудолюбию, духовной силе)

Отчёт группы № 4 (Определение ошибок в поведении детей)

Учитель. Как, на ваш взгляд, должна вести себя мама по отношению к вам? Что бы вы хотели прочитать в её глазах и душе? Заполните графу «Мама» (Слайд 25).

Индивидуальный бланк опроса 

Черты личности

Мама

Я

Расположенность к другим

 

 

Терпение

 

 

Чуткость

 

 

Злость

 

 

Доброжелательность

 

 

Жестокость

 

 

Умение слушать

 

 

Любознательность

 

 

Чувство юмора

 

 

Равнодушие

 

 

Агрессивность

 

 

Забота

 

 

Готовность помочь

 

 

Доверие

 

 

Учитель. Какие черты вы отметили? Почему? Кто не выдаст ваш секрет, не предаст? Кто всегда простит, даже если вы нанесёте большую обиду? Кто всегда приласкает, пожалеет, если обидели, поможет, если придёт беда? Кто всегда рядом с ребёнком, даже если он больной, инвалид? Кто следит за вашим внешним видом, за тем, накормлены ли вы?

Как вы думаете, а мама ждёт такого же отношения к ней от вас? Как поступаете вы по отношению к маме на деле? Заполните вторую графу.

Так как мы должны поступать по отношению к маме? Почему?

А как мы должны поступать по отношению к другим людям? Кто нас этому научил? (Мама)

Исполняется «Песня о маме» (муз. Жерар Буржоа, Темистокле Попа; сл. Ю. Энтина) (Слайды 26-33).

Учитель. Можно ли сказать, что у девочки, о которой сейчас пойдёт речь, доброе сердце?

Ученики разыгрывают сценку.

– Мне не хватает теплоты, –

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась:

– Мёрзнешь ты и в летние денёчки?

– Нет, ты меня не поняла, –

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

– Всё поняла! –

И тащит одеяло.

Учитель. Чего не хватает девочке? (Понимания, сострадания, чуткости)

Как девочка могла бы понять, что хочет мама? (Заглянуть в глаза, ведь они – зеркало души. В них всё написано).

Была ли такая ситуация в вашей жизни, когда по маминым глазам вы поняли состояние маминой души?

Отчёт группы № 5 (Изучение литературы по теме)

Учитель. Дома вы читали произведение В. Воробьёва «Мама» (Слайд 34). Но в нём не было окончания. Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей). Прочитаем авторский вариант (чтение).

Анализ произведения (учащиеся из группы задают вопросы):

– Каким Павлик показан в начале рассказа?

– Какой показана мама?

– Из-за чего мама Павлика заболела так сильно?

– На что Павлику следовало обратить внимание?

– Что заставило Павлика задуматься над своим поведением? (Слайд 35)

Ученик. Писателями написано много книг о маме, о маминой любви, заботе, о маминых чувствах. Очень интересны произведения В. Осеевой, Б. Емельянова, Л. Воронковой. Мы нашли множество пословиц и поговорок. (Слайд 36). Предлагаем начало, а вы вспомните или придумайте концовку.

При солнышке – тепло, (при матери – добро).

Нет милее дружка, (чем родимая матушка).

Сердце матери лучше (солнца греет).

5. Анализ работы групп.

Учитель. Удалось ли нам сегодня заглянуть в мамины глаза, в мамину душу? Кого вам хочется поблагодарить за работу, которая была проделана дома? Что ещё пока не получается?

6. Личный пример учителя

Учитель. Я тоже люблю свою маму (Слайд 37). Когда мы с ней встречаемся, в её глазах я вижу заботу, любовь, тревогу за меня. Мама научила меня быть доброй, любить людей, трудиться, всё выполнять в срок. Я очень хочу, чтобы мама жила подольше, ведь роднее её на свете нет. Поэтому я стараюсь чувствовать сердце мамы, стараюсь всё делать так, чтобы видеть в ее глазах мир и покой, счастье и радость, а не тревогу и беспокойство, не смятение и огорчение. Я делаю себя и маму счастливыми! Желаю и вам того же. 

7. Определение цели и задач развития.

Учитель. Итак, мы определили качества, которые помогут достичь успеха в жизни. Мы пришли к выводу, что этими качествами обладает мама. Следовательно, надо многому у неё учиться. Надо чаще заглядывать в её глаза и душу. Мамины глаза – маячки, ведущие нас по жизни. Как создать ситуацию успеха? Давайте определим задачи развития.

Работа в группах: задачи на сегодня, на неделю, на год, на жизнь (Слайд 38).

8. Анализ цели и задач (Слайд 39):

– с точки зрения важности;

– вероятности выполнения.

9. Составление программы развития (Слайд 40).

Учащимся раздаются бланки:

– Сформулируй, чего ты хочешь. Определи срок достижения цели.

– Какие качества, черты характера помогут тебе в этом?

– Что является препятствием? Что можно исправить?

– Чем ты готов пожертвовать ради достижения цели?

– Продумай план работы. Оцени его.

– Действуй! Ты уже в пути. Значит, ты уже идёшь к цели!

10. Анализ работы (Слайд 41).

Учитель. Принесла ли наша встреча вам пользу? (Поняли смысл человеческого существования, определили маячок, выработали план, чтобы изменить себя к лучшему, учились нести личную ответственность перед классом (при выполнении домашнего задания)).

Закончится ли на этом список маячков?

Встаньте те, кто любит свою маму и сегодня при встрече ей скажет: «Мамочка, я тебя очень люблю!»

Желаю удачи!

Песня «Моя мама лучшая на свете», исп. Ассоль

Приложение. Презентация «Наши мамочки родные»

Список используемой литературы

1. Гильбух Ю.Э. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся // Советская педагогика. – 1990. – № 5.

2. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестн. высш. школы. – 1989. – № 11.

3. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов вышс. учебных заведений. – М.: Владос-пресс, 2004.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1349)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»