Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Галина Викторовна Золотарева,
учитель начальных классов
МБОУ города Новосибирска
«Гимназия № 15 «Содружество»

Нравственное воспитание младших школьников

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям,

ломай деревья, попирай красоту, высше всего ставь свое личное».

Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания:

если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,

потому что и человеком его надо сделать.

Сухомлинский В.А.

Основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения является школа. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание. В начальной школе дети овладевают простыми нормами нравственности, которые нужны им в различных ситуациях и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка.

В современном мире маленький ребенок живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Поэтому одним из важных направлений воспитания я выделила нравственное воспитание. Формирование морального облика ребенка протекает в процессе многогранной деятельности (играх, учебе), в тех многообразных отношениях, в которые он вступает со сверстниками, взрослыми и детьми младше себя.

Рассматривая проблему нравственного воспитания младших школьников, я учитываю их возрастные особенности:

1. Склонность к игре. В играх от ребенка требуется соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и безскомпромиссно выражают свое недовольство нарушителю. Если ребенок неподчинился мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет», – говорил  Макаренко А.С.

2. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.

3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на три уровня:

1. Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «не разговаривай громко», «не перебивай беседующих», «не трогай чужую вещь» и т.д.

2. К 10-11 годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, его присутствие не мешало им, но было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне воспитания, если не освоен первый, но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но необученны элементарному поведению.

3. К 14-15 годам осваивается принцип: «помогай окружающим людям!». Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку в музей, напоминаем, как вести себя в общественном месте. Начинают толкаться, громко говорить, наступают на ноги и т.д. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствуют реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Неравномерность применение вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Для решения психологических и возрастных проблем, я обратилась к опыту великого педагога Сухомлинского В.А., который учил детей азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей, не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях, знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде.  Непричиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и душой.

5. Будь неравнодушен к злу, борись против зла, несправедливости, обмана. Будь непримиримым к тому, кто стремиться жить за счет других людей, причиняет зло другим людям.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости.

Формирование нравственности происходит на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, личность учителя, знания, убеждения, но и та атмосфера на уроке, стиль отношения педагога и детей между собой. Например, работая в группе на предметном уроке, ученик учится выслушивать мнение товарищей, слушать другого, корректно вносить свои предложения, здесь и проявляется одна из нравственных норм «доброжелательность». Доброжелательность – это стремление видеть в другом положительные качества, вера возможности изменения человека к лучшему и в его способности, готовность прийти на помощь с советом и делом.

Далее формирование нравственного опыта проводится во внеклассной работе, одним из действенных методов является этическая беседа. Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предпологающий участие обеих сторон. Главное назначение этической беседы помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

При использовании беседы по сюжетному рассказу, учащимся предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа детям задаются вопросы, которые составленны таким образом, чтобы в ответах учащихся проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. Например, я выбираю следующие темы для этических бесед: «О добросовестном отношении к учению и труду», «Умей трудиться в коллективе», «Что такое справедливость», «Старайся быть справедливым в словах и поступках», «Скромный не хвастает добрыми делами и поступками», «Сопереживание в радости и в горе товарищам». Темы бесед по этикету: «Как вести себя в театре, транспорте и других общественных местах», «Тебя позвали в гости», «Как выбрать подарок».

Своеобразной формой воспитания является экскурсия в природу. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у детей чувства хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию – природе. Изучение культуры своего народа проходит в школьном музее русской народной культуры. Изучение других культур, например, посещение японского центра «Хоккайдо», проведение недели «Индия – сокровищница Азии» позволяет знакомить младших школьников с традициями, культурой и обычаями народов мира, проводить профилактику экстремизма, воспитывать умение жить рядом с людьми другой национальности.

В наше время многие родители заняты вопросом выживания, необходима помощь в возрождении такой семьи и тех традиций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду является источниками гражданственности. Еще Макаренко А.С. выдвинул важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность. Родители могут существенно разнообразить жизнь детей благодаря активному участию в жизни школы и класса. Работа по привлечению родителей в воспитательный процесс очень сложна, поэтому педагогу необходимо искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление. Взаимоотношения с родителями строятся с помощью различных форм взаимодействия. Одной из таких форм в моем классе является выезд за город с классом, проведение праздников: «День рождения класса», «Новый год», спортивных состязаний «Папа, мама, я – спортивная семья».

Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется память «сердца» (В.А. Сухомлинский), поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало у него эмоциональный отклик. Положительное отношение к окружающему – основа нравственных чувств.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»