Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Наталья Алексеевна Калачева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ города Новосибирска
«Гимназия № 15 «Содружество»

Нравственное воспитание подростков

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребенка многие годы исследовалась в различных аспектах. В целом, коллектив в педагогической литературе рассматривался и как цель воспитания, и как фактор развития и формирования личности.

Еще в XIX веке П.Ф. Каптеревым, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и др. подчеркивалось влияние коллектива («товарищеской среды») на личность через атмосферу, общие ценности, отношения между детьми, отношение воспитателей и воспитанников. Уже в этот период указываются значимые для развития коллектива условия: игра, общее дело, традиции, «рождение» лидера, характер воспитателя, особый «дух», атмосфера.

Семь лет. Такой срок дан классному руководителю, чтобы сформировать и вырастить коллектив. Это время, которое ты переживешь заново с новым детским коллективом, время, за которое ты снова столкнешься с непониманием, семейными трагедиями, бессонными ночами, радостями. В пятом классе, заглянув в глаза каждого из 28-ми, видишь любопытство и тревогу. Что принесет встреча с тобой? Хорошо, если родители доверятся тебе, станут союзниками, а ведь кого-то иногда «спасаешь» и от родителей. К сожалению, некоторые папы и мамы, смотрят на школу, только как на учреждение, дающее знания и умения, как на необходимую ступеньку к последующему обучению и получению специальности. Казалось бы, все правильно… Но именно такая установка создает мнение о временности школьного периода. А ведь именно школа – это жизнь для каждого учащегося. Только за время школьной жизни он приобретет те нравственные качества, которые превратят его в полноценного участника социума.

Сегодняшние мои семиклассники пришли ко мне из двух классов, в которых за четыре года успели появиться свои приоритеты, лидеры, несколько микрогрупп, сформировавшихся по интересам и по социальному статусу. Поэтому все это надо было учесть при составлении плана воспитательной работы. За годы педагогической деятельности я пришла к убеждению, что ребенок рождается безразличным к каким-либо нравственным установкам. Их он приобретает в процессе воспитания, в процессе приобретения собственного нравственного опыта. Следовательно, этому его нужно учить, как учим всему остальному. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования. Именно в школе у человека формируется внутренний нравственный регулятор, впоследствии способствующий проявлению личной морали, самооценки своих поступков, своего поведения. Давать нравственные знания – это значит изучать нравственные поступки людей, нравственный опыт поколений, нравственное поведение людей, оставивших свой след в цивилизации, и тех, кто ежедневно и ежечасно совершает нравственные поступки, которые могут стать нравственной школой для учащихся.

Первое, что сплотило моих ребят, – это школьный театр. Здесь они научились слушать и слышать друг друга, познали первые секреты актерского мастерства, впервые преодолели страх сцены. Спектакли, в которых они играют, позволяют им соприкоснуться с материалом, несущим духовное обогащение. За годы существования уже нашего класса силами ребят были поставлены спектакли о Светлом воскресении и Масленице, для начальной школы проведен театрализованный праздник «Золотая осень». В настоящее время ребята решили принять участие в конкурсе «Самый классный класс» в номинации «Самый театральный класс».

Появились у нас свои традиции и праздники. В октябре после посвящения в пятиклассники мы стали отмечать «День рождения класса». А оберегает нас наш домовенок Нафаня: в каждой уважающей себя семье должен быть свой домовой. Его изготовили и вручили классу родители Антона Соснина, и получился он у них очень похожим на Антошку. Перед Новым годом мы теперь уже традиционно отправляемся в ДОЛ «Тимуровец» на суточный выезд. Профинансировать эту поездку помогли родители, несмотря на то, что для них сейчас очень трудная пора: в классе почти половина детей воспитывается в неполных семьях. Но как радостно было смотреть мне и всем ребятам на светящиеся глаза Саши Митаева, признавшегося на вечернем огоньке, что он только сегодня понял, что нужен ребятам.

С нетерпением ждут ребята «Девичник» и «Мальчишник». Так мы назвали с ними традиционные посиделки с чаепитием. С девочками провожу эти посиделки сама, а для мальчишек приглашаем кого-то из пап. Эти, казалось бы, небольшие праздники доставляют особую радость детям. Во время общения у них формируются коммуникативные компетенции, через общение проигрываются жизненные ситуации. Они учатся принимать гостей, учатся культуре чаепития и застолья.

В процесс формирования нравственности включены и родители учащихся. Со многими уже установлены доверительные отношения, которые позволяют быть уверенной, что наши дети не попадут на скользкий путь, выберут правильные ориентиры в жизни, вовремя смогут преодолеть какие-то проблемы. Об индивидуальных особенностях в развитии детей, их проблемах разговариваю только на индивидуальных встречах с родителями. Если необходима психологическая помощь, рекомендую обратиться к школьному психологу. На каждом родительском собрании говорю о том, что хорошего произошло в жизни класса, обязательно благодарю за оказанную мне помощь в организации или проведении какого-то мероприятия.

Знания и умения, которые приобрел учащийся, определить сравнительно не сложно. В какой-то степени об этом говорят оценки – текущие, за тему, четвертные и годовые. Остальные стороны духовного мира подростка не поддаются количественным измерениям. Они проверяются самой жизнью.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»