Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Эльвира Валерьевна Белобородова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района
г. Новосибирска

Какой учитель нужен детям

Учитель – важная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными знаниями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися.

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе, от деятельности которого во многом зависят результаты обучения и воспитания. Школа создаётся кропотливым трудом учителя, а славу ей приносят ученики. Для ребёнка знания не существуют без учителя. И если ученик не любит своего учителя, боится его, не видит в нём своего друга, то учение теряет для него  всякую ценность. Завоевать любовь детей – насущная забота учителя, только через любовь к учителю ребёнок входит в мир знаний.

Взаимоотношения школьника с окружающими людьми – важнейший фактор личностного развития. И здесь особая роль принадлежит учителю. Его влияние, особенно в младшем школьном возрасте, порой превосходит влияние родителей. Именно он, учитель, знакомит детей друг с другом, создаёт атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Дети, как правило, бессознательно перенимают стиль поведения своего наставника, который становится своеобразной культурой класса. От того, каким был первый учитель, во многом зависит успешность школьника в будущем.

Однако слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему. Отношение ученика и педагога возникают лишь в совместной деятельности, в процессе которой дети не только усваивают содержание материала, но и отношение учителя. Они ожидают от него мудрых действий, умения спокойно разрешать различные ситуации, словом, всего, что в понимании является справедливым.

Но когда учитель воздействует на детей лишь волевым способом, а его замечания и действия не понимаются и не воспринимаются учеником, поскольку, по их разумению, являются несправедливыми, нарушается и нормальное деловое сотрудничество.

Почти у всех детей младших классов отношение к учительнице, которая ведёт класс, в значительной степени определяет и их отношение к школе в целом. Работая с учащимися начальных классов 30 лет, считаю, что отношения «учитель – ученик» в нашем звене наиболее благополучные, чем у старшеклассников. Дети открытыми, чистыми глазами смотрят на учителя, как на что-то обожествлённое, верят в его непогрешимость, в его талант, в то, что он самый лучший образец поведения, всему научит, во всём поможет. И в большинстве случаев это так и есть. Учителя отдают детям своё сердце, свои знания, время. Но, к сожалению, статистика говорит о том, что неврозы дети получают и в начальной школе. Бывает такое, что младшие школьники не хотят идти в школу, не любят её, не хотят учиться. Конечно, не всегда в этом виноват учитель, существует и множество других объективных причин (семья, социальное положение и т.д.) Однако мудрый, находчивый педагог сумеет помочь ребёнку в любой неблагоприятной ситуации.

В этом году я провела небольшой опрос учащихся двух вторых классов, чтобы узнать, как дети относятся к школе. Им были предложены  следующие вопросы:

1. Посмотри на рисунки внимательно и выбери тот, который больше всего отражает твоё самочувствие в школе, в которой ты учишься (Приложение 1).

2. Какая, по-вашему, должна быть учительница, чтобы вы назвали её «любимая учительница»?

3. Какая, по-вашему, должна быть учительница, чтобы вы назвали её «нелюбимая учительница»?

О личностных качествах учителя можно говорить очень много. По словам Ш.А. Амоношвили, «В нас должно пленять всё: и улыбка, и строгость, и искренность, и знания, и чуткость, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Нам должно быть присуще всё лучшее, что людям нравятся в человеке».

Ученики полностью подтверждают своими ответами мнение великого педагога (Приложение 2).

Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела, как серьёзные, и считаться с ними. Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» – вот задача педагога и родителей… Зародить интерес, показать направление – это трудная работа. Когда у ребёнка есть крылья, учителя могут надеяться, что он найдёт место в жизни. Но воспитать крылатого человека может только крылатый педагог. Воспитать счастливого – может только счастливый.

Карапуз с огромным букетом гладиолусов робко протягивает Вам ладошку и оглядывается на маму. Он доверил Вам свою будущую жизнь и судьбу. Теперь вы для него «ещё мама». Разве можно не оправдать это доверие?

Приложение 1. Рисунки настроения

Приложение 2. Ответы учащихся

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 7)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»