Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Марина Владимировна Зайкова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Город детства моего

Все течет, все изменяется… Вот и город детства моего – Новосибирск конца пятидесятых-начала шестидесятых прошлого века – ныне не узнать. Родилась я и первые восемь лет своей жизни провела на Сибирской: эта коротенькая тихая улочка соединяет Нарымскую с площадью Гарина-Михайловского. На улице Сибирской под номером 39 стоял ветхий деревянный домишко, по преданиям принадлежавший когда-то китайцу-сапожнику. Куда девался тот сапожник и был ли он – никто в точности не знает, но только полвека тому назад жила в нем наша дружная русская семья, никакого отношения к китайцам не имевшая.

Домик назывался четырехстенкой, то есть представлял собой четыре стены – одну комнату, вход в которую проходил через сени. Посредине комнаты стояла большая печь – как в сказках. С этой теплой надежной печкой связана тысяча моих детских воспоминаний. За печкой находился закуток, служивший кухней. Сюда, за печку, я пряталась, когда мы играли с моим двоюродным братом Сашкой. В духовке бабушка пекла вкуснейшие пироги. А зимой вся семья согревалась возле печки: войдя с морозу и скинув валенки, каждый первым делом спешил с раскрытыми объятиями к ее горячему кирпичному телу. Печь приносила массу пользы: например, золой из поддувала бабушка чистила наше семейное «серебро». Все шло в дело в нашем неприхотливом быту.

В противоположном от печки углу стояла моя детская кровать. Когда бабушка укладывала меня спать, она сообщала мне по секрету, что под кроваткой живут ангелы, которые никогда и никому не дадут меня в обиду. Они меня стерегут и очень любят. А потому во сне ко мне редко являлись кошмары: я верила бабушке.

В нашем домике часто бывали гости. Особенно запомнился среди них Иван Иванович Маланин – знаменитый гармонист, дальний родственник бабушки. Маланин жил неподалеку, где-то на улице Советской, и когда прогуливался, иногда заворачивал и в наш двор. Иван Иванович был любимцем всего города; если было лето, соседи из всех домов мигом собирались в нашем дворе и дружно подпевали легендарному музыканту. Для нас, детей, такой дворовый концерт всегда казался нечаянным праздником.

Наш удивительный двор объединял несколько домов. Один из них был даже двухэтажным. В нем среди прочих жила семья милиционера дядя Миши, знаменитого среди нас своим мотоциклом с коляской. Мы, дети, подолгу изучали это чудо техники, принюхивались к его непривычным машинно-бензиновым запахам. По улице Сибирской в ту пору нечасто проезжали автомобили, но однажды маленькая дочка дяди Миши все же попала под один из них. Девочка выжила, но этот случай потряс всех нас до глубины души, а вскоре и мотоцикл почему-то исчез из нашего двора. Возможно, дядя Миша просто возненавидел любые самодвижущиеся колеса.

За домом – между окном и помойкой, до которой было метров десять, – бабушка высаживала цветы. Мне нравились мальвы и золотые шары, однако бабуля предпочитала подсолнухи. Долгими зимними вечерами они с дедушкой читали газеты и щелкали семечки. И я играла где-нибудь рядом, возле теплого печного бока.

Один раз в месяц, когда бабушке приносили пенсию, мы с ней наряжались и по дощатому тротуару шли на площадь Ленина – в кафе «Снежинка». Там мы угощались мороженым из металлических креманок и пили чай с конфетами «Мишка косолапый». Несколько лет назад это кафе закрыли. Теперь я вожу свою внучку есть мороженое в ближайший фаст-фуд.

Если спуститься по улице Сибирской к привокзальной площади, пройти ее и свернуть налево, можно через тоннель попасть к Чернышевскому спуску. Изредка я ходила по этому маршруту в гости к своему двоюродному брату Сашке. Он жил с родителями в Нахаловке и слыл хулиганом. Когда я приходила, Сашка оставлял друзей и занимался только со мной. Он ловил для меня ужей и научил не бояться их. Когда позднее наша семья переехала на левый берег, в новую пятиэтажку, Сашка подарил мне стеклянную банку с ужами: мама немедленно выпустила их на волю. В Нахаловке одноногий ветеран содержал тир и охотно давал мальчишкам «воздушки» и пульки. Сашка учил меня стрелять из «воздушки» по воробьям, но ни в одного из них мы так и не попали.

На Чернышевской пристани работал электриком мой дедушка. Это были воистину места обетованные. Мы с братишкой забирались на огромные песчаные горы, скатывались с них, а иногда просто любовались с их вершин прекрасной рекой. Созерцание бегущей на север Оби рождало в груди ощущение праздника.

Улицу Сибирскую венчала пожарная каланча. Она и сейчас никуда не делась, хотя уже в те годы не использовалась по назначению. Рядом с ней находилась колонка, где брала воду вся наша улица. Среди детей бродили страшные истории о том, что внутри пожарной башни живут призраки, что они прячут там ворованных детей, и потому даже днем мы обходили каланчу сторонкой: мало ли что. Чуть позже, когда мы переехали на левый берег, подобные истории я слышала уже о другой башне – водонапорной, которая дала название целому микрорайону. И здесь фигурировали черные руки, жуткие цыгане, красное пианино, ворованные дети – в общем, весь ассортимент детских страшилок.

Теперь на месте дома детства моего и всего нашего бывшего двора стоит современное здание – гимназия № 4. В этом для меня заключается некий символ: ведь моя бабушка Ксения Ивановна Зайцева, телефонистка, награжденная за беспримерный многолетний труд орденом Ленина, всегда мечтала, чтобы я, ее внучка, стала учителем. И вот на месте ее дома стоит школа. А я стала учителем.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Педагогическая модель физического воспитания детей на примере организации и проведения спортивно-массовых мероприятий
2. Будь здоров, ученик!
3. Деловое общение современных старшеклассников
4. Дети, родители и школа: союз трех сердец
5. Роль традиций в формировании личности гимназиста
6. Управление организационным развитием школы
7. Юбилейный год
8. Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой отечественной войне «Потомки А.С. Пушкина – участники Великой битвы за Родину»
9. Классный час, посвященный Дню матери «Маячки в моей жизни. Мамины глаза»
10. Классный час «Толерантность и мы!»
11. Классный час, посвящённый Дню Конституции, «Страна Закония»
12. Классный час «Моя семья» в 10 классе
13. Классный час «Правила дорожного движения»
14. Нравственное воспитание младших школьников
15. Нравственное воспитание подростков
16. Организация просветительской работы в системе воспитания школы
17. Организация внеклассной работы по литературе в начальной школе
18. Родительское собрание «Дети – это счастье, созданное вашим трудом» (для учащихся 2-4 классов)
19. Быть учителем!
20. Визитная карточка класса (в рамках школьной программы «День творчества»)
21. Какой учитель нужен детям
22. Город детства моего
23. Игра «Мой Новосибирск родной»