Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Ведущая рубрики
Все статьи автора(6) Ева Глушек,
ведущая рубрики «Актуальное интервью»

Актуальное интервью с директором гимназии №11 «Гармония» Сергеем Бегуновым

Несколько лет назад профессия столкнула меня с интересным человеком. Эта девушка работает в мэрии. Недавно получила второе высшее образование, владеет несколькими языками. От неё я узнаю о книжных новинках и экзотических рецептах разных кухонь. У неё беру уроки танго, учусь расписывать витражи и проводить чайные церемонии. К ней иду, когда тяжело на сердце.

Накануне интервью с директором одиннадцатой гимназии Сергеем Бегуновым я узнала, что моя подруга окончила среднюю школу № 193 – ныне гимназию № 11. И вместо заготовленного списка вопросов о воспитательной работе мне хотелось задать Сергею Ивановичу только один «Как получаются такие люди».

 

– Сергей Иванович, какие приоритетные задачи должна решать внеклассная работа в современной школе?

– Мы не делим работу на классную и внеклассную. Это единый образовательный процесс куда входят и учебная и воспитательная работа, мы не разделяем их, одна продолжает другую, это наш принципиальный подход. Он может где-то разделяться формально, а по содержанию и технологиям это единый образовательный процесс.

– Как он строится?

– Технологии обучения и воспитания практически одни и те же. Это новые технологии: проектная деятельность, развитие психического и физического здоровья детей, работа с одарёнными детьми. Есть специфика воспитательной работы – это, прежде всего социализация личности, она начинается уже на уроке и продолжается во внеурочное время. Также специфична для воспитательной работы технология организации самоуправления детей. Элементы этой технологии присутствуют и на уроке: дети руководят группами, выступают в роли помощников учителя.

В гимназии много программ именно воспитательной направленности. Мы закончили программу «Я – Гражданин», рассчитанную на восемь лет. Сейчас вместе с детьми мы разработали другую программу – «Новое поколение» и будем по ней работать несколько лет. Активно работает научное общество учащихся. Проводим праздники в микрорайоне, привлекаем жителей. Летом ребята выезжают в лагерь. Это всё, конечно же, приносит свои плоды. Наши выпускники действительно отличаются от других детей высоким уровнем воспитанности. Мы не только проводим внутренний мониторинг, но и учитываем внешнюю оценку. Нам приходят благодарственные письма из вузов, мы интересуемся отзывами, когда наши дети бывают вне гимназии: в театрах, музеях. У нас существует собственная диагностика, разработан ряд критериев оценки уровня воспитанности: из 5 возможных баллов наши гимназисты набирают 4,2 балла. Мы оцениваем строго, и не говорим, что у нас идеальные дети.

– Какие формы воспитательной работы наиболее востребованы в вашей гимназии?

– Наше приоритетное направление – социализация. Она понимается коллективом как адаптация учеников к современной жизни. Мы приучаем детей к тому, чтобы они могли высказывать свое мнение, общаться, понимали ценности общества, то есть, формируем информационные, ценностно-смысловые компетенции. Мы не отрицаем традиционные формы работы – например, классный час, но отдаём предпочтение инновационным формам. Продолжением учебной деятельности стала проектная работа, которая может начинаться уже на уроке. Мы реализуем проекты «Мы – одна семья», «Новое поколение», «21 век без наркотиков» – причем работа над ними идёт в том числе на уроках истории, биологии, экологии, физкультуры и даже математики.

Еще одна форма работы – встречи с интересными людьми: представителями интеллигенции города, ветеранами педагогического труда, Великой Отечественной войны. Большая работа проводится по становлению гражданина, осознанию понятий малой и большой родины, в ней нам помогает наш музей. Дети становятся участниками поисковых групп. Здесь также действует наш главный принцип: единство урочной и внеурочной деятельности.

В гимназии очень широко используются активные формы: походы, выезды, экскурсии в исторические, культурные, спортивные учреждения. Мы считаем нашим ноу-хау организацию летних профильных смен. Причем не просто организацию отдыха детей, а продолжение научно-исследовательской, поисковой работы, реализацию художественно-эстетического, спортивного направлений. Каждый год смены проходят под разной тематикой: «Олимпиец», «Лидер», «Интеллектуал».

Стала уже традицией наша находка – «Музыкально-литературный лекторий»: много лет мы сотрудничаем с филармонией, а теперь ещё и с Академическим Сибирским русским народным хором. Мы считаем очень важным прививать детям народную культуру. Поэтому, помимо проведения занятий, в наших собственных кружках знакомим учеников с высоким народным искусством. Хор с удовольствием приезжает к нам, дети в восторге от выступлений и общения.

Для старшеклассников организуем встречи с представителями администрации. В гимназии действует Совет старшеклассников, планируем расширить эту практику со средним звеном. Ребята обдумывают и обсуждают учебные проблемы, воспитательную работу, вопросы становления гражданина, взаимоотношений с природой, в социуме. В гимназии есть такой предмет, как «человековедение»: он получает продолжение в работе психологов в клубе «Общение». Мы сотрудничаем с различными учреждениями: в стенах гимназии работают студии, секции, читают лекции новосибирские ученые.

Не менее актуальна работа с родителями. На наш взгляд, три группы участников образовательного процесса – дети, учителя и родители – должны объединиться. Причем мы работаем в интересной для детей форме: не поучаем их, а проводим совместные праздники, мероприятия, где ребята действуют наравне со взрослыми, принимают решения и делают собственные выводы.

Ещё одна интересная традиция – встреча с первокурсниками. Почему именно первокурсники? Первый год, время выхода из стен гимназии, очень важен. Мы ставим перед собой задачу по социальной адаптации наших детей-выпускников, проводим мониторинг и рефлексируем: а как наши дети адаптируются, покинув гимназию? Они разобщены, попадают в разные сферы деятельности, поступают в разные вузы. Как показала практика, наши дети умеют общаться, они, как правило, в числе лидеров, продолжают научно-исследовательскую работу, реализуют собственные проекты.

– А какие сложности в воспитательной работе Вы можете отметить? Минусы, пережитки, с которыми, может быть, непросто бороться?

– От них уже уходят и в обычных школах. Это менторский тон при проведении классных часов и бесед, навязывание своего мнения. Конечно, все мы люди, человеческий фактор порой срабатывает. Но этот вопрос постоянно обсуждается на педсоветах, семинарах. Особое внимание уделяется позиции классного руководителя. Этого педагога нельзя назвать даже наставником, это человек, который сотрудничает с детьми на равных. Он не навязывает, не диктует, а принимает решения вместе с детьми. Если классный руководитель хочет провести какую-то идею, он это делает очень тонко, исподволь. Нужно подготовить детей и вывести на принятие решения, чтобы они сделали это сами.

Я всегда своим классным говорю: «Вы же руководители. Руководите. Грамотно, тонко, изящно. Как я руковожу на уровне гимназии, так и вы руководите на уровне класса. Классный руководитель в классе – ключевая фигура». Но он должен не подавлять детей, а управлять так, чтобы ребенок этого не замечал. Это искусство. Если дети идут за педагогом, значит, доверяют ему. Но мы сейчас уже выходим на следующую ступень, когда у детей настолько сформировано чувство ответственности, гражданская позиция, навыки самоуправления, что они сами предлагают варианты. Например, когда мы организуем мероприятия вне уроков, чаепития и дискотеки идут в дополнение к глубокому содержанию, причём по инициативе самих детей.

– Сергей Иванович, российское образование переходит на стандарты второго поколения. Одной из главных инноваций станет включение внеурочной деятельности в учебный план образовательного учреждения. Прокомментируйте, пожалуйста, в чем это будет выражаться на практике?

– Я уже говорил, что у нас нет понятия урочной и внеурочной деятельности, хотя такая терминология существует. Но, так как образовательный процесс у нас единый, нам переходить на стандарты второго поколения несложно. В нашей гимназии эта практика присутствует уже давно. У нас много клубов и кружков, которые работают на базе классов и параллелей.

Стандарты второго поколения в нашей гимназии реализуются уже второй год. Сейчас это оформляется документально. В прошлом году открылись пилотные проекты на уровне области, но их приостановили. Со следующего года снова запускают пилотный проект, я думаю, что мы в него войдем. А с 2011 года включатся все образовательные учреждения. Суть в том, что раньше все студии и кружки работали отдельно, а сейчас вводится 10 дополнительных часов в каждом классе на выбор учащихся. Есть различные варианты этих планов по направлениям деятельности. Дети могут менять занятия в течение учебного года или в следующем учебном году. Они должны иметь возможность попробовать себя в разном, потому что личность не должна ограничиваться одним видом деятельности, необходимо развиваться в разных областях. Это касается как  выбранной профессии, так и общения с людьми, воспитания будущих детей: мы же готовим не только гражданина, но еще и семьянина. Наш выпускник должен быть развит всесторонне, он может попробовать себя в разных областях.

Подчеркиваю, все способности и умения развиваются в деятельности: этот принцип проходит через всю нашу работу и тем более через стандарты второго поколения. Сколько ни рассказывай, если ребёнок не попробует сам, не получит собственного опыта, он не сможет понять чем ему заниматься, какому виду деятельности отдать предпочтение. Мы хотим предоставить нашим детям максимальный выбор, поэтому уже сегодня привлекаем специалистов, сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования, вузами.

– Вы, как руководитель, можете поделиться опытом, какие сложности возникают в организации перехода на работу по стандартам второго поколения?

Сложности у меня, как у руководителя, и у других управленцев могут возникнуть в кадровом вопросе, в поиске места для проведения занятий. Дополнительные часы предполагают свободные помещения, а в условиях, когда мы работаем в две полные смены, это очень сложно. Мы уменьшаем количество детей, тем не менее, требуются свободные площади во вторую смену. Конечно же, дополнительная нагрузка ложится на педагогов. Необходимо ставить новые задачи, рефлексировать, проводить анализ ситуации, быстро реагировать, устранять возникшие недочёты, выявлять причины в случаях, если предполагаемые результаты не будут достигнуты. Ведущую роль здесь играет учитель, он больше других проводит время с детьми. Педагогу помогают родители и управленцы. Отрегулировать этот процесс мы можем только сообща.

Мы говорим своим детям так: «Вы будете успешными, если сможете не просто вобрать в себя всё, что вам дают, а если вы, научившись алгоритмам приобретения знаний, станете их добывать и осознавать сами».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 80)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)