Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Все статьи автора(2) Неля Владиславовна Поломошнова,

учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №180 Заельцовского района г.Новосибирска

Экологической воспитание – залог становления социально-активной личности

Воспитательные задачи современности формируют мировоззрение, систему взглядов и убеждений учащихся. Обучение и воспитание – это две стороны единого процесса. Современное общество дает «заказ» школе на воспитание личности социально активной, мыслящей, с четкой гражданской позицией, ставящей перед собой конкретные цели и знающей способы их достижения. Процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. Изо дня в день, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным (Н.Е. Щуркова).

Для нынешнего выпускника важно не просто обладать определенной суммой знаний: сегодня знания выступают как средство развития личности, его творческого потенциала; нынешний выпускник, прежде всего, должен быть нацелен на развитие интеллектуальных, творческих способностей, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Биологические знания позволяют понять значение окружающей природы, необходимость её охраны и воспроизводства. Ознакомление с природой, её красотами и богатством воспитывает эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности. Следовательно, преподавание биологических курсов играет весьма важную роль в системе школьного обучения и воспитания.

Биологическая наука обладает огромной воспитательной силой, обеспечивая развитие материалистических взглядов и убеждений. В моей педагогической деятельности одним из приоритетов является экологическая направленность, и хотя экология, как обязательный предмет в учебный план школы не введена, я считаю, что изучение ее необходимо. Экологический материал предмета разносторонен и входит во все учебные курсы биологии. Это помогает учащимся осознать гармоничную сущность природы, механизм ее функционирования и понять, как легко можно нарушить существующие естественные взаимосвязи.

Многие учёные считают, что в наши дни у людей снизилась острота восприятия экологических проблем, и я с этим согласна. Сегодня люди обеспокоены своими бытовыми проблемами, а не экологическими. Это очень опасно, так как решение экологических проблем может откладываться на неопределённое время, но длиться бесконечно это не может. Причиной этого является отсутствие непрерывного экологического образования и воспитания. Я сталкиваюсь с тем, что современные дети не знают самого простого, они мало ориентируются в окружающей человека природной среде, с которой связаны всю жизнь.

Цель экологического воспитания – это формирование осознанного отношения к охране окружающей среды и воспитание здоровой личности.

Задачи экологического воспитания:

– формировать понимание важности соблюдения правил поведения в природе;

– воспитывать умение сопереживать и сочувствовать всему живому;

– формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Экологическое воспитание в моей работе достигается включением экологических аспектов во внеурочную работу, ведь учащиеся часто выбирают различные темы по экологии при подготовке исследовательских работ для научно-практической конференции. Например, 2008-2009 учебный год: «Влияние кислотных дождей на живые организмы» и «Экологическое просвещение учащихся среднего звена»; 2009-2010 учебный год: «Шумовое загрязнение нашей школы» и «Выявление признаков плоскостопия у учащихся 8-ых классов». В результате данной работы решаются не только общие воспитательные задачи: формирование самостоятельности и ответственности, формирование умения планировать и организовывать свою деятельность, но и задачи экологического воспитания.

Кроме того, на современном этапе развития общества неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности становится использование ИКТ. Для защиты своих работ учащиеся оформляли презентации, которые в яркой, интересной и доступной форме помогли представить свои исследования. И эта наглядная информация, расположенная на слайдах никогда не «состарится», не занимает много места и всегда будет яркой и красивой.

Экологическая воспитанность учащихся школы будет проявляться в следующем: отношение к природе как одной из главных жизненных и нравственно-эстетических ценностей, экологически целесообразное поведение и деятельность, стремление к охране и восстановлению окружающей природной среды.

Я считаю, что именно рассмотрение экологических проблем, поиск разных путей их решения, проведение исследовательских работ по экологии позволяют достигать не только обучающие, но и воспитательные задачи.

Литература

1. Козлова Т.В. Возможности решения воспитательных задач при изучении естественнонаучных дисциплин.

2. Щуркова Н.Е., Шнырев В.Н. Новое в воспитательной работе. М.: 1991.

3. http://www.uroki.net/docxim/docxim43.htm

4. http://76413s018.edusite.ru/p8aa1.html

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 40)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела