Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Современные технологии и методики внеклассной воспитательной работы»
Выпуск №27 Февраль 2010 | Статей в выпуске: 140


Ведущая рубрики
Все статьи автора(2) Марина Сергеевна Секисова,
редактор журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области» и газеты «Педагогическое эхо»

Годы детства – воспитание сердца

Наступивший 2010 год, как известно, пройдёт под знаком Года учителя. В рамках обозначенной темы во всех уголках страны будут проводиться различные мероприятия, направленные на привлечение внимания общества и государства к проблемам российского образования, развитие творческого и профессионального потенциала педагогов, укрепление их социального статуса, а также повышение престижа учительской профессии.

Президент России Д.А. Медведев на церемонии открытия Года учителя, которая состоялась 21 января в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, отметил, что отечественная педагогика является одной из самых востребованных в мире. Он выразил надежду на то, что в этом году будет положено начало работе над серьёзной модернизацией системы российского образования. По его словам, это коснётся не только непосредственно учебного процесса. Одной из наиважнейших задач школы глава государства считает восстановление её воспитательной функции, способствующей развитию личности гражданина. «Надо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в неё не только учеников, но и их родителей», – подчеркнул он.

Школа поистине играет огромную роль в жизни каждого растущего человека, ведь именно в школьный период происходит его активное формирование как личности, способной в будущем соответствовать требованиям, диктуемым временем. На этом этапе велика воспитательная роль учителя, призванного помогать ребёнку не только постигать премудрости науки, но и духовно развиваться, уверенно делая первые шаги во взрослую жизнь. Выдающийся педагог  В.А. Сухомлинский писал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». Как справляется с этими задачами современная начальная школа? Ведь не секрет, что процесс воспитания и развития ученика начальных классов отличается своеобразием.

О воспитательных особенностях работы с ребятами младшего школьного возраста нам рассказала учитель начальных классов высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальных классов средней школы № 52 г. Новосибирска, Отличник народного просвещения, дипломант районного конкурса «Учитель года – 2005», дипломант районного конкурса «Учительница первая моя», ветеран труда Рита Александровна Бричеева.




– Учитель начальных классов – это мудрый педагог, хороший предметник, заботливый классный руководитель или просто «вторая мама»? Расставьте, пожалуйста, приоритеты.

Рита Александровна: – Я бы распределила места следующим образом: I – «вторая мама», II – заботливый классный руководитель, III – мудрый педагог, IV – хороший предметник.

– Расскажите об особенностях организации внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками

Р.А.: – Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Процесс воспитания и развития ученика начальных классов – это коллективная, творческая, организаторская, созидательная забота об улучшении себя и окружающей жизни. Основная задача планирования – организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время таким образом, чтобы они добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса.

По моему мнению, школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ученик имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. Школа – это место, где ребёнка больше всего воспитывают.

Основными задачами учителей современной школы являются воспитание в детях самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие у них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, а подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, которыми оно характеризуется в этот переломный период, также становится всё более непредсказуемым. Поэтому сейчас проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего, гуманистического воспитания молодёжи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Я убеждена, что решение главных задач воспитания должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

– Какие формы внеурочной работы и методики проведения воспитательных мероприятий, способствующие быстрой адаптации ребёнка к новому жизненному этапу и дальнейшей успешной социализации его личности, Вы применяете в процессе своей деятельности?

Р.А.: – Формы массовой внеклассной работы можно разделить на две большие группы, отличающиеся характером деятельности детей. Первая группа – фронтальные формы. Деятельность детей организована по принципу «рядом», т. е. они не взаимодействуют друг с другом, каждый осуществляет одну и ту же деятельность самостоятельно. Педагог воздействует на каждого ребенка одновременно. Обратная связь осуществляется с ограниченным количеством детей. По такому принципу организовано большинство общеклассных воспитательных занятий.

Вторая группа характеризуется принципом «вместе». Для достижения общей цели каждый участник выполняет свою роль и вносит свой вклад в общий результат. От действий каждого участника зависит успешность действий всех. В процессе такого занятия дети вынуждены тесно взаимодействовать друг с другом. Деятельность подобного рода получила название коллективной, а воспитательная работа – коллективной воспитательной работы. Педагог влияет не на каждого в отдельности, а на взаимосвязь между детьми, что способствует лучшей обратной связи между ним и школьниками. По данному принципу может быть организована деятельность детей в парах, в малых группах, а также в классе.

Массовые формы организации внеклассной работы, на мой взгляд, позволяют педагогу косвенно воздействовать на каждого ребенка через коллектив, способствуют развитию у детей умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

– Всем известно, что игра является одним из самых эффективных средств развития познавательного интереса малышей. Как можно оценить воспитательный потенциал других форм внеклассной работы?

Р.А.: – Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания и обучения дошкольников и младших школьников различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В процессе игры ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, а также его отношения с людьми.

Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Их существует множество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предложены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Особенность некоторых форм внеклассной работы в школе заключается в том, что они пришли из литературы или с телевидения и пользуются популярностью в детской среде. Например, «Тимуровская, шефская работа», КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонёк» и др.

– В чём Ваш секрет создания здоровой, благоприятной для развития личности начинающего школьника психолого-педагогической атмосферы на занятии?

Р.А.: – Честно говоря, особого секрета нет, просто следую определенным правилам. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные последствия.

Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели – усвоению ребенком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей.

Я считаю, что в воспитательной внеклассной работе необходим оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку здесь результаты отсрочены, у педагога всегда есть шанс достичь положительного общего результата. Это становится возможным, если ребенок с помощью учителя поверит в свои силы и захочет стать лучше.

Педагог-организатор должен обладать хорошими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль его контакта с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств учителя. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего, как личность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсутствия бескорыстного интереса к людям.

При организации внеклассной воспитательной работы учитель должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, соответствующие сложившейся в классе ситуации. Его творчество является необходимым условием организации эффективной внеклассной работы.

– Необходимо ли, на Ваш взгляд, сочетать урочную и внеурочную деятельность детей?

Р.А.: – Урочная и внеурочная деятельность тесно связаны друг с другом. Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы знаний, умений и навыков, полученных на уроке, обогащает личный опыт малыша, расширяет его знания о разнообразии человеческой деятельности, способствует приобретению необходимых практических умений и навыков. В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа в сочетании с урочной способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивных, одобряемых обществом занятиях. Если у ребёнка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас. В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причём, каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности даёт хороший воспитательный результат.

Таким образом, внеклассная работа – самостоятельная сфера воспитательной деятельности учителя, осуществляемая во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

– Одной из основных форм воспитательной работы в школе является классный час. Как он проходит у Вас?

Р.А.: – Всем известно, что каждая школа имеет свои традиции проведения воспитательной работы, свои общешкольные праздники, мероприятия. Меняется жизнь – вслед за этим и классные часы, как одна из форм воспитательной деятельности, как живой организм, тоже развиваются.

Классный час – гибкая форма внеурочной организованной воспитательной деятельности классного руководителя с учащимися класса. При проведении классных часов в начальной школе очень важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника, ведь в этом возрасте происходит развитие не только познавательных интересов, но и личности ребенка. На мой взгляд, классные часы должны стать личностно-ориентированными. Малышу необходимо учиться познавать, анализировать собственное поведение, принимать точку зрения другого человека, менять собственную позицию.

Классные часы в начальной школе необходимы для развития индивидуальных особенностей каждого ученика, для получения социального опыта и требуют от классного руководителя тщательной подготовки. Я провожу их по следующей схеме.

Схема проведения классного часа:

1. Определяю цель и задачи классного часа.

2. Провожу подготовительную работу с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литературы и т.д.).

3. Продумываю возможности применения того или иного оборудования и варианты использования наглядного материала.

4. Планирую ход его проведения:

– вступительная беседа;

– постановка проблемы;

– обсуждение темы, высказывания учащихся;

– проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий).

– выводы.

5. Подвожу итоги.

В своей работе использую следующие типы классных часов:

– Путешествие;

– Творчество;

– Фантазирование;

– Конкурс;

– Игра;

– Сказка;

– КВН.

– Назовите основные модели взаимодействия с семьей ребёнка и технологии мотивации родительской активности, которые Вы используете.

Р.А.: – Каждый педагог знает, что эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. А ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению их детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании школьников, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития личностей ребят.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителями должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

В своей работе я использую следующие формы взаимодействия «ученик – учитель – родители»: посещение семьи, переписка с родителями, вовлечение их в школьное самоуправление, родительское собрание, совместные досуговые мероприятия, лекции, конференции, практикумы, открытые уроки, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, клуб выходного дня. Хотелось бы отметить, что в основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Желаю всем педагогам удачи в понимании своих воспитанников! Помогайте ребятам наполнять эти волшебные годы детства радостью, заботой и любовью!

Беседу вела Марина Секисова

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 60)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела