Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Татьяна Владимировна Тузовская,
педагог-психолог МБОУ города Новосибирска
«Гимназия №15 «Содружество»

Сценарий тренинга по снижению психоэмоционального напряжения и межличностной тревожности для детей начальной школы

Задачи тренинга:

– улучшение психологического климата в классном коллективе;

– отработка навыков релаксации;

– ассимиляция в классном коллективе вновь прибывших учащихся;

– повышение социального статуса отвергаемых детей.

Оборудование: экран для кукольного театра, куклы (ведьма, смешарик, фея), аппаратура для прослушивания музыки.

Содержание

Ведущий: В тридевятом царстве, тридевятом государстве жила-была ведьма. Звали ее Ядвига Ивановна.

Появляется ведьма:

– Да, это я. Между прочим, потомственная ведьма, в тридцать пятом поколении. Старушка я одинокая. Живу уже тыщу лет, книжки колдовские пишу, зелье варю, травки сушу. Но скучно мне одной. Полечу-ка я в дальние края, посмотрю, что есть у вас, у людей, интересненького. Может, найду для себя развлечение.

И полетела Ядвига Ивановна над лесами и морями.

А в это время ребята гимназии играли в «Добрые пожелания».

Ведущая: Ребята, ваша задача: перебрасывать игрушку друг другу и при этом произносить одно доброе пожелание.

И вот, пока дети играли в пожелания, появилась ведьма. Дети ее не заметили, а ей очень понравился Крош – веселая игрушка, которая может смеяться. И ведьма, недолго думая, схватила Кроша и тут же исчезла.

Ведущая: Ой, ребята, что же нам теперь делать. Придется спасать нашего Смешарика, мы ведь не можем оставить его в беде. Как вы думаете, как нам поступить?

Ученик: Может быть, пойдем искать ведьму.

Ведущий: Нет, ребята, я давно живу на свете, но таких мест, где живут ведьмы, не знаю… Но зато у меня есть знакомая – настоящая волшебница. Ее зовут Изабелла. А чтобы она появилась, вы должны закрыть глаза и представить себе один из самых счастливых моментов в своей жизни (может быть, вы купаетесь в Черном море или рыбачите вместе с папой, сидите на грядке с клубникой или пьете чай в бабушкином саду, лежите на диване вместе с котом или катаетесь на велосипеде). Дышите при этом ритмично и спокойно (звучит музыка для релаксации).

Гости тоже могут принять участие в визуализации желаний.

Ведущая: А вот и волшебница появилась.

Волшебница: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Изабелла. Я знаю, что с вами случилось, ведь я волшебница. Но помочь своему другу можете только вы сами. Вот вам задание для спасения смешарика. До свидания! Желаю вам удачи!

Ведущая: О, здесь так много заданий, и они довольно трудные. Я не знаю, справитесь ли вы с ними. Чтобы понять, кто на что способен, я предлагаю поиграть в «Круг хвастовства». Итак, встаньте в круг. Один из вас говорит: «Вы, наверное, не знаете, но я умею делать…, а мой сосед(ка) умеет… .

Ведущая: Ну вот, теперь я поняла, что вы очень многое умеете, и мы можем приступить к выполнению заданий волшебницы.

Вначале нам нужно совершить «Полет птицы».

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы можем превратиться в любое существо. А сейчас, чтобы перенестись поближе к своей цели, мы превратимся в птиц. Закройте глаза (звучит музыка для релаксации). Представьте себе голубое небо, это царство великолепных птиц, почувствуйте свежесть и легкий ветерок. Вы еще не взлетели, вы стоите на вершине скалы и готовитесь взлететь. Вот вы вытянули свои шеи (подняли подбородок, выпрямили спинку, расправили плечи). Вы напряжены перед взлетом. Широко раскиньте руки-крылья, согните чуть-чуть ноги в коленях, напрягите их и резко выпрямите. Машите крыльями плавно, вы полетели! Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Машите крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная прохлада … тишина … покой. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Под нами, как зеркало, блестит озеро. Хвойный лес проносится мимо. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, еще ниже… Совсем близко поляна, мы опустимся на нее. И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шею, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет! Открываем глаза.

Ведущая: Итак, мы преодолели первый этап. Но впереди еще много испытаний. Посмотрите. Здесь гнезда с птенцами. Они такие замерзшие. Их обязательно нужно согреть. Я каждому из вас дам маленького беспомощного птенца. Подержите его на ладонях, а теперь закройте ладони и подышите на птенца. Согревайте его своим ровным, спокойным дыханием. Приложи ладони к своей груди, отдай птенцу частицу своего тепла и доброты. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Это ты спас его. Молодцы! (упражнение «Спаси птенца» выполняется сидя).

Ведущая: А теперь нам пора продолжать путь. Нам предстоит пройти по горной тропе на вершину горы. Тропа очень узкая, поэтому нужно быть крайне осторожными. Кто встанет впереди? Остальные встают за ним паровозиком. Держите друг друга за плечи. Первый идет вдоль веревки, остальные идут за ним, не глядя вниз (вдруг закружится голова). Чтобы не затекали шея и плечи, делайте одновременно друг другу массаж (разминают и похлопывают плечевую и шейную зону). Рядом пропасть, будьте осторожны.

Ведущий: Наконец-то мы спустились с горы и поедем сейчас на поезде. Поставьте стулья парами. Машинист сядет впереди. Одно место в вагоне свободно. Задание будет таким: тот, у кого нет соседа, говорит: «Место справа (слева) от меня свободно. Я хочу, чтобы его занял …(имя), потому что…(говорит о хороших качествах или поступках).

Ведущая: Друзья мои, вы уже сутки не спали, пока были в пути. Примите позу кучера, расслабьтесь и представьте себя в прекрасном саду. Кругом цветы, самые разные цветы с чудесным запахом, яблони и груши со спелыми плодами, рядом с вами течет ручей с чистейшей водой, на дне его видно каждый камешек. Птицы так красиво поют. Погуляйте по этому саду, рассмотрите каждый его уголок (звучит музыка для релаксации).

Ведущая: Ребята, просыпайтесь. Мы прибыли на конечную станцию. Где-то здесь находится царство ведьмы. Но перед нами пропасть! Как же нам ее преодолеть? А, вспомнила, у нас же есть воздушные шары! Возьмите каждый по шарику и надуйте их как можно сильнее (глубоко дышат, считая при вдохе до пяти, а при выдохе до семи). Ой, шары уже очень большие, держитесь крепко за веревки, полетели… (приземляются у входа в царство ведьмы).

В экране появляется Крош: «Ой! Ребята, как здорово, что вы здесь оказались! Как я рад вас видеть. Вы не волнуйтесь, со мной все в порядке. Мы с Ядвигой Ивановной подружились. Она оказалась славной старушкой! Ведь доброе отношение меняет людей.

Ядвига Ивановна: Да-да, я ведь теперь и не колдую, я курочек развожу да носки вяжу!

Ведущая: Ну вот, ребята, на этом наше путешествие закончено. Все закончилось, как в сказке, хорошо.

– Настроенье каково?

– Во!

– Вы, надеюсь, не устали?

– Мы с собой таких не брали.

– Молодцы!

– Это мы.

– Это Вы – молодцы.

 В конце нужно провести обмен впечатлениями по каждому заданию (рефлексию).

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела