Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Александр Андреевич Антонович,
искусствовед, почетный профессор Русской Академии
искусствоведения и музыкального исполнительства,
кавалер Серебряной медали им. А. Швейцера

Легендарный маэстро (К 100-летию со дня рождения И.А. Зака)

В те дни, когда дымились руины Берлина, и над поверженным рейхстагом полыхало красное знамя Победы, за тысячи километров от логова фашизма в сердце Сибири шли последние оркестровые репетиции оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». И вот 12 мая 1945 года Новосибирский театр оперы и балета – грандиозный корабль музыки был спущен на воду и отправился в неведомые глубины истории. В тот незабываемый теплый майский вечер за дирижерским пультом стоял 36-летний маэстро Исидор Зак.

По странному совпадению, именно эта опера была первой в жизни дирижера, которую он услышал в Одесском оперном театре четырехлетним ребенком и которая так потрясла его.

Выбор первой русской народно-патриотической оперы о костромском крестьянине, спасшем российский престол ценою собственной жизни, для открытия нового театра был идеальным со всех точек зрения. Мощный хор из 120 голосов в заключительном «Славься» перекликался с ликованием сибиряков по случаю окончания военного лихолетья и начала долгожданного мира. После исполнения гимна, славившего русский народ, весь зал встал. Аплодисментам не было конца. А вскоре пришла весть о присуждении звания «Заслуженный артист РСФСР» дирижеру-постановщику спектакля Исидору Заку и исполнителям главных партий Алексею Кривчене и Василию Сорочинскому.

Следующей премьерой нового театра стала опера Ж. Визе «Кармен», в которой заглавную партию с блеском спела Лидия Мясникова, обладательница уникального по широте диапазона и красоте тембра меццо-сопрано, самый драгоценный алмаз в короне Новосибирской оперы. Скупой на похвалы, Исидор Аркадьевич не уставал восхищаться могучим талантом этой сибирячки. Маэстро всегда имел исключительный вкус в выборе голосов и исполнителей и, конечно, музыкантов для своего оркестра. Поэтому уже через три-четыре года Исидор Аркадьевич сумел реализовать на сцене самые дерзкие свои замыслы и творческие планы. А его уже ждали другие театры союзных республик, где также надо было поднимать оперное искусство на должный уровень. Его опыт и мастерство были востребованы всюду – во Львове, Харькове, Алма-Ате, Челябинске.

Исидор Аркадьевич родился 14 февраля 1909 года в Одессе и очень рано проявил свои музыкальные способности. С пяти лет он стал учиться игре на фортепьяно, в пятнадцать поступил в Одесскую консерваторию. А завершал свое образование в Ленинградской консерватории под руководством профессора Н.А. Малько, дирижера с мировым именем. И именно в опере юноша увидел свое призвание. В 1928 году началось его самостоятельное плавание по безбрежным оперным просторам театров страны – Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, Горького.

Довольно большой временной отрезок его творческой биографии – тринадцать лет – занял Челябинск, где он явился одним из создателей оперного театра и поставил на его сцене за эти годы 23 спектакля. Художественный уровень этих постановок позволил Челябинскому театру оперы и балета занять одно из ведущих мест на музыкальной сцене страны.

В 1968 году маэстро принял предложение снова возглавить театр в Новосибирске, к тому времени удостоенного звания академического.

Исидор Аркадьевич любил русскую оперную классику самозабвенно. М.И. Глинка, АЛ. Бородин, М.П. Мусоргский, П. И. Чайковский и особенно Н.А. Римский-Корсаков – их шедевры всегда присутствовали на афише театра, а перечень названий постоянно увеличивался. «Театр русской классики» – не фраза, а воплощение принципа формирования репертуара. Как увлеченный коллекционер, он пополнял собрание редкостей, предлагая слушателям и зрителям то «Орлеанскую деву», «Чародейку», «Мазепу» П.И. Чайковского, то «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Кащея Бессмертного» Н.А. Римского-Корсакова. Заметим при этом особое его пристрастие к произведениям монументальным, масштабным.

Само собой подразумевалось, что уравновешивающей составной афиши должны быть шедевры неувядающей итальянской классики. Некоторые из них ставились неоднократно, например, «Травиата» Дж. Верди. Готовясь к очередной премьере оперы, Исидор Аркадьевич говорил: «Нам хотелось расправить морщинки на ее любимом лице». Он имел в виду желание очистить затертый шедевр от штампов.

К «Пиковой даме» П.И. Чайковского маэстро испытывал особое пристрастие. Впервые он ее поставил еще в первые годы своей работы в Новосибирске. И вернулся к ней снова, во второй приезд, в 1968 году. Полушутя-полувсерьез он говорил: «Это единственная опера, которая мне не надоела». Исполнительницей заглавной партии оставалась непревзойденная Лидия Владимировна Мясникова, но вокально-сценический образ Дамы пик – графини приобрел в постановке Зака неожиданную трансформацию. Знаменитая французская песенка теперь звучала не столь зловеще и мрачно, так как исполнялась в другом темпо-ритме, приближенном к первоисточнику, заимствованному П.И. Чайковским из оперы А. Гретри «Ричард Львиное Сердце». Состав исполнителей – талантливая, недавно пришедшая в театр молодежь. Валерий Егудин в роли Германа производил сильное впечатление редкостной правдой и естественностью сценической жизни своего героя. Зинаида Диденко поражала яркостью голоса с ослепительными нотами верхнего регистра и парящей бесшумностью движений. Не случайно И.А. Зак называл ее «настоящей петербуржской Лизой». Врожденный аристократизм манер отличал Андрея Федосеева в образе князя Елецкого, артистизм и темперамент – Николая Дмитриенко в роли графа Томского, а полнозвучное и выразительное меццо-сопрано Нины Афанасьевой в партии Полины и безукоризненное по чистоте сопрано Маргариты Михайловской делали постановку «Пиковой дамы» настоящим событием в музыкальной жизни всей России.

Сегодня вряд ли кто поверит, если ему скажут, что в шестидесятые-восьмидесятые годы текущий репертуар Новосибирского театра насчитывал не менее тридцати названий, что каждый сезон открывали либо оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин», либо другим, равноценным шедевром русской классики. Что в каждом спектакле было, как минимум, два, а то и три состава исполнителей, что отмена или замена афишных наименований была попросту невозможна. Что в труппе солистов не было лишних людей, не существовало творческого простоя, и все были заняты согласно своим возможностям и способностям.

21 июня 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР главному дирижеру театра оперы и балета было присвоено звание «Народный артист СССР». Высочайший профессионализм, великолепное знание законов музыкальной драматургии, блестящая эрудиция – все это, вместе взятое, создавало непререкаемый авторитет музыканта в глазах многих поколений слушателей.

Солист Владимир Васильев вспоминает, что Исидор Аркадьевич старался воспитать не просто хорошего певца-исполнителя, а настоящего музыканта с широким кругозором. Каждый стремился подняться хоть на небольшую ступеньку к тому уровню знаний, которым обладал маэстро. «В свободное от репетиций время его можно было увидеть с французской книжкой в руках, – вспоминает народная артистка России Зинаида Диденко, – он обожал читать, переводить и общаться с начитанными людьми... Истинных творцов маэстро любил и никогда не позволял себе грубости в их адрес, напротив, он относился к таким людям, как к партнерам по творчеству. Он не прощал небрежности по отношению к работе, а сам был примером самоотверженного служения Его Величеству Музыке».

Среди тех, кому выпала счастливая карта работать под его руководством, известные новосибирцам певцы Ариадна Грачева, Римма Жукова, Татьяна Ворожцова, Татьяна Зорина, Людмила Ковалевская, Галина Бибичева, Владимир Урбанович, Александр Беляев, Раиса Котова, Александр Лебедев, Александр Прудник, Владимир Прудник, Татьяна Горбунова.

Последние годы своей жизни И. А. Зак являлся профессором кафедры оперно-симфонического дирижирования Новосибирской государственной консерватории, где с присущим ему вдохновением передавал свой опыт студентам.

 Он ушел из жизни незадолго до своего 90-летия, в августе 1998 года, внеся неоценимый вклад в сокровищницу музыкальной культуры Отечества. Но истинные творцы не уходят насовсем. Их яркий след еще очень долго остается в памяти людей. И сегодня, когда медленно гаснет гигантская люстра оперного и зрительный зал погружается в таинственный полумрак, а мощный прожектор устремляется на главный пульт оркестра, вдруг почудится, что в его луче вот-вот засияет ослепительное серебро пышной шевелюры великого дирижера, поразительно напоминающей ауру святого.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела