Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(23) Наталья Валерьевна Шевелёва,

учитель технологии,
руководитель МО классных руководителей
МБОУ СОШ № 129 Ленинского района г. Новосибирска

Её величество игра

Игра ребёнка – это жизненная лаборатория.

С.Т. Шацкий

 

Детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых…

Подражание? Нет, нечто значительно большее и ценнейшее.

Я. Корчак

С раннего детства мы, волей или неволей, вступаем в сложную игру – начинаем играть разные роли: от ребёнка (сына или дочери, внучки или внука, старшего брата или младшей сестры) до взрослого (родителей, бабушек или дедушек, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и т.д.). Таким образом, игра сопровождает нас, в той или иной мере, от самого рождения до глубокой старости.

Так что же это за штука – Её Величество Игра? Какую роль она играет в воспитании, образовании и развитии ребёнка?

Для ребёнка игра – это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.         Как только ребёнок покидает мир беззаботного детства, как только у него появляются социально обусловленные обязанности, игровая деятельность постепенно исчезает и на смену ей приходит досуговая. Происходит это тогда, когда он идёт в школу. Учёба становится непреложным занятием, обусловленным внешней целесообразностью. Возникает учебная деятельность, которая является для ребёнка в достаточной степени сложным и насыщенным трудом, делящим время на учебное и свободное от него – досуг.

Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма передачи и освоения социального опыта. Именно в игре строятся отношения между взрослыми и ребёнком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход.

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной политики.

Игра – это важнейший компонент технологии воспитания детей. Он является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

Игра может выступать как:

– средство развития волевой сферы;

– средство развития воображения;

– средство общения;

– средство познания;

– средство развития творческих способностей.

Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера.

Игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может быть игрой. Например, выступления профессиональных артистов или спортсменов – это их трудовая деятельность и с сущностным пониманием игры никак не связана. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге.

Толковый словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой трактует понятие «игра» как:

1. Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

2. Комплект предметов для такого занятия.

3. Спортивные соревнования.

4. Создание типичных для профессий ситуаций и нахождение в них практических решений.

Мы видим, что с понятием «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. Такие особенности игры роднят её с досуговой деятельностью, но не тождественны ей. Игра – лишь один из видов досуговой деятельности, вернее, одна из её форм. Как самостоятельный вид деятельности, он предстаёт в игре ребёнка. В его индивидуальном развитии игра является ведущим видом деятельности, деятельностью игровой, предшествующей учебной, трудовой и досуговой. Игровая деятельность – это стихийный воспитательный институт ребёнка, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и умения, навыки общения, развитие фантазии и механизмы творческого сознания.

Игра, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает на человека определённое просветительское и воспитательное влияние. В чём же заключается педагогический эффект игры?

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создаёт условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры. Возникшие в её процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.

В-четвёртых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчёт. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В народе говорят: «В игре да в дороге познают людей». Игра выявляет личностные качества человека играющего – ловкость, находчивость, коммуникабельность и даже честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Нарушение правил ведёт к осуждению, к исключению из игры. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений.

В-пятых, игра, хотя и создаётся и осуществляется в рамках правил, создаёт простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и развития. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в играх можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применение. Игра выбирается на уровне своих возможностей, и поэтому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нём уверенность и мастерство. К тому же, выбор игр необычайно велик и разнообразен.

Формирование положительных качеств у ребёнка в процессе игры, развитие отношений между детьми зависят от позиции взрослых, от отношения родителей к игре. Взрослый, который заинтересован в том, чтобы жизнь ребёнка была интересной, радостной, развивающей в нём лучшие качества, должен стремиться занять активную позицию не только как организатор игр, но и как советчик в выборе игры. Родители, педагоги могут выполнять в игре роль инициаторов, авторов, наблюдателей, консультантов и рядовых участников.

Что даёт сотрудничество в игре взрослым? Дети раскрепощаются, ведут себя непринуждённо. Их раскованность, естественность поведения в игре помогают раскрыть лучшие стороны ребёнка, определить его культурный уровень, воспитанность, отношения с людьми, со сверстниками, обнаружить проблемы его воспитания. Таким образом, узнавая ребёнка, а также весь детский коллектив, взрослым (родителям, учителям и др.) легче строить взаимодействие с детьми, помогать им в нужный момент, способствовать самоутверждению в коллективе, регулировать отношения с окружающими.

Таким образом, хочется отметить, что игра – многофункциональна. В обучении роль игры состоит в познании мира ребёнком, в развитии свойств его интеллекта. В воспитательном процессе роль игры также очень огромна:

– Игра выступает как посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

– Игра даёт шанс ребёнку проявить свои потенциальные возможности. Испытать свои силы и завоевать уважение за свои индивидуальные достижения.

– Игра даёт возможность примерить к себе различные социальные роли, даёт ощущение защиты и безопасности.

– Игры коллективны, коммуникативны, так как они – совместное творчество детей и взрослых.

– В игре ребёнок – и автор, и исполнитель, и почти всегда творец.

ДАЙТЕ ДЕТСТВУ НАИГРАТЬСЯ!

ВДОВОЛЬ, ДОСЫТА, НЕ ВКРАТЦЕ.

ДАЙТЕ ДОЖДИКОМ УМЫТЬСЯ,

ДАЙТЕ, КАК ЦВЕТКУ ОТКРЫТЬСЯ.

НЕ ТРАВИТЕ ДЕТСТВО СПОРОМ,

НЕ НУДИТЕ РАЗГОВОРОМ,

НЕ ДАВИТЕ ЗЛОМ И СТРАХОМ,

НЕ БРОСАЙТЕ СЛОВ СРАЗМАХУ.

ДУШУ ДЕТСКУЮ ЩАДИТЕ,

ПУЩЕ ГЛАЗА БЕРЕГИТЕ,

ЗРЯ ЗА ШАЛОСТЬ НЕ КОРИТЕ –

НИ РОДИТЕЛЬ, НИ УЧИТЕЛЬ.

РАЗВИВАЯ ДЕТСКИЙ РАЗУМ,

НЕ ВЛЕЗАЙТЕ В ДЕБРИ СРАЗУ.

ДЕТСТВА ДНИ НЕ ТОРОПИТЕ,

СОЛНЦА ЛУЧИК ПОДАРИТЕ!..

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 32)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела