Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(4) Тамара Андреевна Петрова,
учитель физики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 191 Ленинского района г. Новосибирска

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования

«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье», – писал великий немецкий поэт Г. Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а, в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Многие проблемы, связанные со здоровьем нации, лежат в экономической, политической, организационной и других сферах. Известно, что в системе образования, как в зеркале, отражаются все социальные проблемы. Падение уровня жизни, социальные потрясения, нарушение системы общедоступной и бесплатной медицинской помощи и пр. – эти проблемы, безусловно, сказываются на здоровье нации. По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экономическая и экологическая ситуации являются главными причинами этого.

В современных условиях реализации комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» особое значение приобретает задача сохранения и укрепления здоровья школьников. Главной мыслью Закона «Об образовании» является тезис о разностороннем развитии ребенка, о личностно-ценном образовании. Существующий социальный заказ на воспитание здорового подрастающего поколения актуален для всех образовательных учреждений. За последние годы заметно активизировалась работа образовательных учреждений по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды, по формированию здорового образа жизни.

Назревшая необходимость в воспитании компетентной личности, способной адаптироваться к внезапным изменениям реальности привела к повсеместному внедрению здоровьеориентированных педагогических технологий. Применяемые педагогические технологии должны быть направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма детей через соблюдение гигиенических норм и требований при организации учебно-воспитательного процесса, учёт индивидуальных особенностей учащихся в определении темпов и уровня усвоения ключевых компетенций. Основной задачей в реализации здоровьеориентированных педагогических технологий является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в создании мотивации на здоровый образ жизни.

Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием единого образовательного и оздоровительного пространства. В процессе развития школьника можно выделить критические точки, которые оказывают особое отрицательное влияние на его здоровье: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задача образовательного учреждения – воспитание здоровой личности, которая ориентированна на здоровый образ жизни, организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенка.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и задача каждого педагога – выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Ребенок, рано потерявший здоровье, – это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Сегодня каждый, в том числе и ребенок, должен понимать, что его здоровье и жизнь зависят от него самого. Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в учебно-воспитательных учреждениях.

Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога. Педагог должен обладать широким спектром здоровьесберегающих технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного воспитанника. Ребёнок попадает с первого по одиннадцатый класс в информационное поле о здоровье, которое создаёт учитель, самостоятельно интегрируя знания о ведении здорового образа жизни в содержание преподаваемого предмета.

Конечно же, физика – не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

Одними из определяющих факторов здоровья являются надлежащие санитарно-гигиенического условия. Учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды. Мой кабинет физики соответствует всем требованиям СанПина.

Немаловажную роль играет создание благоприятного психологического климата на уроке. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – всё это способствует раскрытию способностей каждого ребёнка на уроке.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Так, при изучении в 7 классе темы «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах» решаем такую здоровьесберегающую задачу, как влияние диффузии в питании организма, передача инфекций воздушно-капельным путем. При изучении в 7, 9 классах разделов «Взаимодействие тел», «Законы взаимодействия и движения тел» можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. При изучении главы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» обсуждаем влияние на здоровье человека длительного нахождения на глубине водоёмов, влияние атмосферного давления на давление внутри человека, на состояние здоровья человека, повторяем правила безопасного поведения на воде, как залога сохранения здоровья. Изучая главу «Работа и мощность. Энергия», акцентирую внимание учащихся на использовании простых механизмов для облегчения труда человека и тем самым для сохранения его здоровья, анализируем переход энергии из внутренней в механическую, влияние двигательной активности на здоровье человека. При изучении раздела «Оптические явления» актуализирую информацию о поведении, сберегающем здоровье зрительного анализатора. Учащиеся 11 класса приготовили презентацию «Профилактика проблем зрения». Изучая разделы «Механические колебания и волны. Звук», «Электрические явления», «Электромагнитные явления» обращаю внимание учащихся на такие вопросы, как урбанизация и жизнь в социуме как риск ухудшения состояния здоровья, безопасное поведение во время землетрясения, повторяем правила по технике безопасности при работе с электрическим током, обсуждаем правила поведения в ситуации поражения током, вред долгого пребывания у компьютера или телевизора, влияние электромагнитных полей на биохимические реакции в организме человека,

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологию личностно-ориентированного обучения, учитывающую особенности каждого ученика и направленную на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В качестве примера предлагаю обобщающий урок по теме «Электрические явления».

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Использование игровых технологий, литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон, пословиц, загадок, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений, позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности, установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Большую работу по укреплению здоровья детей провожу на внеклассных мероприятиях, во внеурочное время, при работе с родителями. Для учащихся 9-х классов провожу элективный курс «Физика помогает лечить и диагностировать».

На родительских собраниях даются полезные рекомендации, советы родителям по воспитанию здорового образа жизни у детей. Наукой доказано, что совместные занятия родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь. Совместно с родителями проводятся различные мероприятия, направленные на поддержание здоровья. Это такие мероприятия: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Интеллектуальная игра между учащимися и родителями», «Спортивная эстафета».  Такие мероприятия носят и воспитательный характер. Стало традицией проведение общешкольного мероприятия в рамках недели здоровья «Вселенная здоровья», где каждый класс принимает активное участие. (Приложение 1)

Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты. Роль учителя здесь особенно велика. «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М. Громбах.

Вся работа, проводимая школой и мной, как учителем, содействует укреплению здоровья, и, соответственно, повышению качества образования. Из приведённой таблицы видно, что качество образования по физике в 2009-2010 учебном году повысилось на 11 %.

 

I четверть

II четверть

III четверть

Абсолютная

100

100

100

Качественная

45

51

56

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 400)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела