Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Ведущая рубрики
Все статьи автора(4) Вера Викторовна Сундеева,

руководитель организационно-методического направления

Областного центра работы с одаренными детьми

Новосибирской области

От чего зависит эффективность организации учебного процесса

Предисловие к своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский начинает с обоснования необходимости для педагога и педагогики специальных знаний из широкого круга тех наук, «в которых изучается телесная и душевная природа человека» и на которых «основываются правила педагогической теории». Выделяя эти науки, К.Д. Ушинский впервые в труде, обращенном к педагогу, в числе наиболее значимых наук выделяет физиологию и гигиену, определяет основной принцип взаимодействия этих наук и педагогики. Недостаточное знание педагогами азов физиологии и психофизиологических основ организации учебного процесса, непонимание причин и характера возникающих у ребенка школьных проблем не только снижает эффективность учебного процесса, но и нарушает взаимодействие педагога и ученика, создает условия для социально-психологической дезадаптации и нарушений здоровья.

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником наших знаний о психофизиологических основах организации учебного процесса. В своем труде «Педагогическая антропология» (1865-1869) К.Д. Ушинский, выделяя теоретические основы педагогики, ставил в один ряд с логикой и философией физиологию и психологию и делал вывод: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [т. 1, с. 31]. К.Д. Ушинский считал, что педагогу необходимы обширные знания по физиологии и психологии, «но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою». Выделяя в числе «не чуждых» педагогу наук физиологию, он пишет: «Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида... но из этого источника, только что открывающегося, воспитание еще не черпало» [т. 1, с. 41].

Мы часто слышим: «Если детям интересно, они не устают». Это заблуждение. Дети могут не осознавать утомление, оно маскируется положительными эмоциями – интересом, удовольствием, удовлетворением, но утомление коварно, оно постепенно накапливается, срыв здоровья оказывается почти всегда неожиданным. Основная причина – недостаточное знание возможностей ребенка, его особенностей, неумение прогнозировать влияние на ребенка различных требований и условий обучения. Но это не столько вина педагога, сколько его беда. Просто знание ребенка еще не стало основой педагогики.

Для того чтобы рассматривать принципы и условия эффективной организации учебного процесса, необходимо определить, что мы под этим понимаем. Эффективная организация – это такой вариант учебного процесса, при котором не нарушается нормальное развитие и здоровье школьников, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления.

Повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех основных принципов:

– рациональная организации учебных занятий;

– соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся;

– адекватность требований школы психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям учащихся.

Разберемся в содержании этих трех принципов. Это, прежде всего, соответствие условий обучения нормативам, определенным санитарными правилами и нормами (СанПиН). Эти нормативы регламентируют комплекс внешних условий жизни школьника и определяют требования к помещению школы, освещенности рабочих мест, воздушно-тепловому режиму, к организации кабинетов, столовой и т.п. Это очень важные требования, так как они определяют те условия, которые должны обеспечить сохранение здоровья школьников. СанПиНы регламентируют учебную нагрузку детей и в школе (урок, факультативы, дополнительные занятия), и дома (все виды домашних заданий). В СанПиНах даны и возрастные нормативы сна, прогулок на воздухе. СанПиНы – это так называемая внешняя регламентация. Любой учитель знает, что иногда один урок может вызвать такое напряжение и утомление, какого не вызовет и целый учебный день, а бывают учебные дни, которые стоят недели. Значит, сам урок, учебный день и учебную неделю можно организовать по-разному.

Итак, первый принцип эффективной организации учебного процесса – это рациональная организация учебных занятий. Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Второй принцип эффективной организации учебного процесса – соответствие методик и технологий обучения. Соответствие методик и технологий обучения – это максимальный учет возрастных особенностей ребенка при разработке и использовании методик и технологий обучения, раскрывающих возможности организма, способствующих сохранению высокой работоспособности, не вызывающих чрезмерного напряжения и дающих высокое качество обучения.

Третий принцип эффективной организации учебного процесса – адекватность требований возрастным возможностям и индивидуальным особенностям учащихся. Это соответствие реальных возможностей организма детей, их функционального состояния, особенностей организации деятельности условиям учебной деятельности.

Например, требование «быть внимательным, сосредоточиться на английском диктанте или решении математических задач» на пятом уроке для третьеклассников не соответствует возрастным возможностям организации деятельности. После четвертого урока работоспособность у большинства из них резко снижается. Задание «быстро отвечай с места» не соответствует индивидуальным возможностям медлительного ребенка, так как особенностью медлительных детей является трудность переключения внимания и более длительное включение в новую деятельность. Медлительные дети, даже хорошо зная ответ на вопрос учителя, ответят не сразу.

Требование «сосредоточиться на контрольной» после эмоциональных и физических нагрузок во время соревнований на уроке физкультуры, неадекватно функциональному состоянию подростков, организм которых испытывает сильное напряжение (это напряжение – результат бурной эндокринной перестройки организма, связанной с половым созреванием, высокой реактивности организма, активно реагирующего на любую нагрузку, и долгого процесса восстановления после нагрузок).

Педагоги, оценивая ситуацию, считают, что их ученики «не хотят», «не стараются», «просто ленятся». Но попробуем быть справедливыми – ситуацию неадекватных требований создает педагог, а ученики усилием воли должны преодолеть себя, собственное состояние. У кого-то получается (но какой ценой?), у кого-то – не очень, а у кого-то не получается совсем. Виноваты ли ученики? Ответ на этот вопрос, как это ни сложно, должен найти сам педагог. Это важно не только потому, что работа «через силу» малоэффективна и завтра придется объяснять все по второму или третьему разу, а результаты контрольной могут быть много хуже ожидаемых, но и потому, что понимание ситуации, реакция учителя на поведение, «старание» своих учеников определяет ту оценку (не отметку), которую учитель предъявляет родителям.

Мнение родителей о ребенке, оценка его учебных достижений почти всегда соответствуют мнению учителя. Если педагог считает, что ученик «может, но не хочет хорошо учиться», то родители, считая так же, готовы будут предъявлять к ребенку неадекватные требования. Давление с двух сторон в ситуации, которую ребенок не в силах сам изменить, создает условия для возникновения так называемых школьных стрессов, повышенной тревожности, страхов, снижения школьной мотивации.

Разумеется, все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, а их разделение, как и всякая классификация, условно. Соблюдая один из них, мы обеспечиваем в определенной мере два других, и все же пренебрежение даже одним из этих принципов резко повышает напряжение организма ребенка, а значит, снижает эффективность обучения.

Литература

1. Антропова М.В., Безруких М.М. и др. Нормализация учебной нагрузки школьников. – М. 1988.

2. Безруких М.М. Возрастная физиология. – М. 2002.

3. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. – М.: УРАО, 2002. – Т. 1, 2.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела