Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Елена Александровна Сторожук,
педагог дополнительного образования по хореографии
высшей квалификационной категории
студии современного танца « Калейдоскоп»
Городского дворца творчества детей и молодежи № 1
г. Набережные Челны Республики Татарстан

Условия оздоровления воспитанников в рамках работы по формированию положительной «Я-концепции» в студии современного танца Городского дворца детей и молодежи

 Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям. Данные статистики неутешительны. После 11 лет, проведенных за партой, дети приобретают целый букет так называемых школьных болезней. Сколиоз, гастрит и миопия уже никого не удивляют. Вернуть детям здоровье и радость жизни – наш долг.

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения. В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и физическое. Физическое здоровье может влиять на духовное и формировать его. Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

– внутренняя и внешняя гармония;

– крепость духа;

– устремление к жизни, непрерывному развитию.

Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности.

Студия современного танца «Калейдоскоп» – это воспитанники от 3 до 12 лет. В этом возрасте особо важно заложить основы здорового образа жизни, приучить детей к постоянному труду над собой. Движение…Танец…Здоровье.… Эти понятия неотделимы друг от друга, переходят одно в другое. Хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.

В первую очередь, оздоровительная работа заключается в том, чтобы привлечь ребёнка к занятиям танцем – увлечь его этими занятиями, сделать такие занятия необходимыми для ребёнка, сформировать у занимающихся тягу к самостоятельным занятиям на всю жизнь. В объединении воспитанники изучают современный танец (модерн, контемпорари, стрит данс, хип-хоп, МТV, основы акробатики). Становясь крепче физически, воспитанники закаляются и морально, становятся увереннее в своих силах, что, в свою очередь, благодатно сказывается на их школьной успеваемости, об этом говорят родители воспитанников.

Немаловажным фактором занятий детей в группах танцевально-оздоровительной направленности является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на конкурсах и фестивалях. Воспитанники студии неоднократно становились лауреатами, дипломантами международных, российских, республиканских конкурсов. Это неотделимо от процесса оздоровления, так как воспитанник чувствует уверенность в своих силах, берётся за дело и добивается результата во всём, он чувствует себя нужным, сильным, здоровым!

Используемая на занятиях авторская технология по формированию положительной эмоциональной «Я-концепции» является базовой в системе оздоровления воспитанников. Она включает:

1. Мотивацию воспитанников к занятию (создание положительного эмоционального настроя);

2. Совместное планирование деятельности (осознанность планирования деятельности на занятии каждым воспитанником);

3. Рефлексия деятельности (рефлексия физического и психического состояния).

По моему мнению, можно считать, что здоровье воспитанника в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Работа по формированию положительной эмоциональной «Я-концепции» на основе занятий по хореографии направлена на формирование нравственных качеств, социализации, интеллекта, физического здоровья. В студии соблюдается правильная организация учебно-воспитательной деятельности, а именно:

1) строгая дозировка учебной нагрузки;

2) построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3) соблюдение гигиенических требований (проветренный кабинет, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

4) благоприятный эмоциональный настрой.

Здоровье человека на 10% зависит от органов здравоохранения. На 20% от наследственного фактора. На 20% от экологических условий, на 50% от образа жизни самого человека. Целеустремлённый, красивый, энергичный, спортивный, здоровый – это человек XXI века.

Здоровье детей – это политика нашего государства, это наше будущее, будущее нашей страны. Условия оздоровления, созданные в студии современного танца «Калейдоскоп», современны и необходимы на сегодняшний день, они постоянно усовершенствуются и обновляются.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1996. – с. 12.

2. Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореферат. Дис. доктора псих. наук. – М., 1989.

3. Калинина Р Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. — СПб.: Речь, 2001.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М. 1998.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

6. Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей. – Педагогика 2004, №7. – С.45-50.

7. Сластенин В.А. Педагогика – М., 2004.

8. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, 1998.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела