Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Оксана Александровна Пергаева,
педагог дополнительного образования по фитнесу
МБОУ ДОД «ЦВР «Пашинский» г. Новосибирска

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования (на примере нового физкультурно-оздоровительного направления – «Детский фитнес»)

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальнейших проблем нашего времени. За последние 30 лет численность практически здоровых детей 6-12 лет снизилась с 61 до 46 %. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз. Среди отстающих детей, 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья. Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве: из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным заболеваниям. Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

– наследственность;

– климатические условия региона;

– неблагоприятная экологическая обстановка;

– интенсивно развивающаяся промышленность;

– электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);

– образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

Рассматривая последний фактор, следует отметить, что если выше перечисленные условия изменить одному индивиду не под силу, то нести ответственность за свой образ жизни каждый отдельный человек вполне способен. Поэтому, добавляя к словосочетанию «образ жизни» прилагательное «здоровый», человеку необходимо более тщательно подходить не только к своему питанию, физическим нагрузкам, активной деятельности, но и к собственным мыслям, закладывающим основу человеческой психики. Для детей мы, взрослые, должны правильно преподнести все положительные стороны здорового образа жизни. Необходимо заинтересовать ребенка, заразить его энергией, здоровьем.

Здоровый образ жизни – залог процветания и благополучного существования человечества в целом. Успехи и достижения науки и техники оказывают нам в этом смысле плохую услугу. Автомобили, лифты, бытовая техника, телевизор и компьютер, облегчая жизнь, стали причиной нашей полной обездвиженности. Ограничивая и снижая двигательную активность, мы наносим непоправимый вред своему организму. Движение – это эволюционно необходимый вид человеческой деятельности. Обычно в двигательной активности человека выделяют три основных направления:

– спорт, в основе которого лежит использование предельных возможностей человека, достижение все более высоких спортивных результатов;

– лечебная физическая культура (ЛФК) – использование физических упражнений для лечения и реабилитации при заболеваниях и травмах;

– оздоровительная физическая культура, охватывающая основную массу населения всех возрастных групп, предлагающая разнообразные виды физической активности. Именно этот вид физической деятельности и имеется в виду, когда мы говорим о фитнесе.

Хотелось бы особое внимание уделить мало используемому в образовательных учреждениях направлению – оздоровительная физическая культура (фитнес). Специалисты в области спортивной медицины предлагают следующее определение: фитнес – это комплексная программа оздоровительных мероприятий, направленная на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и профилактику заболеваний, связанных с гиподинамией.

Сравнительно недавно в России появился детский фитнес и является достаточно молодым и мало разработанным направлением, но его актуальность и современность в наши дни заставляет родителей и детей обратить внимание на новую технологию организации физкультурно-оздоровительных занятий. В Центре внешкольной работы «Пашинский» это направление стало развиваться недавно, но уже востребовано у детей и взрослых и имеет перспективу для дальнейшего развития.

Для меня, как педагога, детский фитнес – это не просто модное выражение, это, прежде всего, хорошая основа для укрепления состояния здоровья ребенка, отличный способ развивать его физические качества посредством двигательной активности. Занятия детским фитнесом дают очень многое: профилактику заболеваний сердечно-сосудистой системы, развитие моторных навыков и приобретение правильной осанки, контроль над полнотой и повышенным кровяным давлением, профилактику плоскостопия, развитие координации движений и балансировки, улучшение гибкости и многое другое.

Детский фитнес – это физическая подготовка детей от 1,5 до 15 лет, развитие их силы и гибкости. К тому же детский фитнес, как и любые другие коллективные занятия, способствует развитию навыков общения. Программы тренировок отличаются разнообразием и могут включать в себя элементы хореографии, аэробику, танцы. Используя яркое оборудование на занятиях, дети с увлечением выполняют упражнения под музыкальное сопровождение. В основе, конечно же, лежит игра, поэтому фантазия педагога не имеет границ (полосы препятствий, танцевальные занятия, занятия с фитболами, соревновательные игры, семейные эстафеты и т.д.).

 Здоровье наших детей – это залог счастливого будущего! И если мы, взрослые (родители и педагоги), сумеем «заразить» наших малышей здоровым образом жизни через интересные и увлекательные формы, то и в дальнейшем их отношение к спорту, физической культуре и здоровью в целом будет с положительной направленностью.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. От чего зависит эффективность организации учебного процесса
2. Условия оздоровления воспитанников в рамках работы по формированию положительной «Я-концепции» в студии современного танца Городского дворца детей и молодежи
3. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования (на примере нового физкультурно-оздоровительного направления – «Детский фитнес»)