Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Оксана Олеговна Безъязыкова,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Дома детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска

Охрана детского голоса в процессе обучения пению в хоровом коллективе

Певческий процесс – это функция всего организма, а не только голосового аппарата. Это психофизиологический процесс, он связан и с различным эмоциональным состоянием ребёнка, и со значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.

Общепризнано, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, а также пение является хорошим средством в лечении от заикания. Кроме этого, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка, совершенствует его основные психические функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность, умение управлять своим голосом и телом. Формирование вокально-хоровых навыков, овладение художественным исполнением музыкальных произведений в процессе обучения тесно взаимосвязано с развитием качеств личности участников хорового коллектива. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, общительными.

Хоровые занятия способствуют формированию чувства ансамбля, то есть ощущения единства творческого коллектива, а также повышают степень значимости совместной деятельности. Организуя совместную работу в группах и хоровых коллективах, педагог организует деловое общение детей друг с другом, воспитывает отношение к общему делу, которое их объединяет, активизирует чувства и действия поддержки и помощи. При этом развиваются также и индивидуальные свойства и качества каждого ребёнка: воображение, музыкальность, эмоциональность и др. В связи с этим обучение пению должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.

К сожалению, не всякое пение способствует развитию детских голосов, неправильный режим голосообразования, так же как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьёзным заболеваниям и порче голосов детей. В то время как правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к певческому процессу в целом.

Методика вокального воспитания детей должна, прежде всего, опираться на научные данные о возможностях детей разного возраста. Педагог всегда должен заботиться о комплексном развитии певческого аппарата, а не отдельных его частей. Особенно аккуратно нужно относиться к певческому голосу в период мутации, в это время педагог должен работать только по «щадящей» методике.

Особенное значение, в первую очередь в работе с маленькими детьми, нужно придавать эмоциональному настрою перед пением и во время пения. На занятиях нужно стремиться вызвать у ребят радостное настроение. Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей музыкальных произведений имеет принципиально важное методическое значение в отношении управления поведением детей на занятиях, может являться способом их активизации или наоборот средством большей их сосредоточенности, собранности. Наличие интереса, положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера на занятиях способствуют установлению хорошего контакта между педагогом и его воспитанниками, у детей обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнить любое задание педагога. Это основное условие для успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.

Большое внимание необходимо уделять и подбору певческого репертуара. Вокально-хоровые произведения обязательно должны соответствовать возрасту, быть понятными и доступными по содержанию, а также соответствовать певческим возможностям детей данного хорового коллектива или отдельного ребёнка. В работе с детьми каждый педагог должен с помощью хорового репертуара воздействовать на психологию учащихся, на формирование определённых качеств личности: нравственность, коллективизм, мировоззрение, художественный вкус, активная жизненная позиция и др.

Главным критерием оценки любого произведения является его содержательная сторона. Кроме того, необходима и высокохудожественная форма воплощения идеи, заложенной в нём. При наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоциональное воздействие, как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения окажутся доступными понимания детьми, т.е. будут соответствовать их жизненному опыту. Кроме правильного подбора репертуара, средством воспитательного воздействия на обучающихся являются методы обучения, формирующие интерес к исполняемому  произведению, а также к самому процессу пения.

Педагог-хормейстер должен уметь организовать репетиционную работу так, чтобы дети не переутомлялись. Должен соблюдать темп репетиции, использовать на занятиях различные методические приёмы, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Нельзя забывать и о том, что репетиционное время должно быть регламентировано в зависимости от возраста участников певческого коллектива: дошкольники – 30 минут, младшие школьники – 45 минут, подростки и юношеский хор – 1 час 30 минут, но с перерывом 15 минут. Резкие изменения режима репетиционной работы также влияет на утомляемость организма, репетиционная нагрузка должна быть равномерна.

Большой разрыв в возрасте детей также недопустим в одном хоровом коллективе. Это влечёт несоответствие вокально-хоровых возможностей одних детей в отношении других, разнятся возрастные психологические особенности, опыт музыкально-творческой деятельности и т.д. Всё это приводит к потере интереса, снижению творческой активности детей. Педагог должен формировать хоровые группы так, чтобы возраст детей – участников хора был приблизительно одинаков (с разницей 1-2 года).

Комплектовать хоровые и вокальные группы с учётом возрастных особенностей можно примерно следующим образом:

1. Группа дошкольников.

2. Группа младших школьников:

– начальный этап обучения,

– группа продолжающих обучение.

3. Группа подростков (от 10 до 13 лет).

4. Юношеская группа (после мутации).

На переутомление и снижение творческой активности детей во время репетиции может повлиять оборудование помещения, в котором проходят занятия: драпировка, заставленность мягкой мебелью, ковры, паласы, проветриваемость, чистота помещения. Мягкая мебель в кабинете глушит голос и поэтому детям приходится работать на повышенной динамике, акустическая глухота провоцирует форсированное пение. Такое пение ведёт к перенапряжению и переутомлению детских голосов, что может спровоцировать серьёзные заболевания голосового аппарата.

Чтобы не перегружать детей, педагог должен правильно планировать не только репетиционный процесс, но и концертную деятельность. Концертная жизнь, конечно, необходимый фактор творческого коллектива, но нельзя забывать, что концерт – это не только голосовая нагрузка, но и нагрузка на нервную систему. Если дети в течение года не выступают, то тонус их снижается, интерес к хоровому пению падает, редкие концерты приводят певцов каждый раз в шоковое состояние, страх перед публикой и т.д. В то же время частые выступления утомляют, перегружают детей. Необходимо рассчитывать и продолжительность выступления коллектива, что зависит от концертного опыта участников хора, а также от возрастной категории слушателей. Концерты могут быть сборные – хор, солисты, ансамбли, инструментальные солисты и ансамбли, что облегчает певческую загруженность каждого ребёнка и усиливает интерес слушателей.

Каждый руководитель певческого коллектива обязательно должен воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу. Необходимо объяснять детям, что крик и громкая речь в быту вредят певческому голосу. В процессе репетиционного сезона не рекомендуется употреблять в пищу: семечки, орехи, острое, чрезмерно солёное, слишком сладкое, мороженое, пить холодную воду (особенно сразу после пения). Непосредственно перед пением не рекомендуется употреблять в пищу шоколад, газированные напитки, а также пользоваться ароматическими средствами (духи, лак для волос, дезодоранты и др.), это отрицательно сказывается на звучании голоса во время пения. Правила, необходимые соблюдать певцу, можно преподнести детям в самых разнообразных формах: в виде инсценировки на празднике («Посвящение в юные музыканты», «Посвящение в хористы» и др.), в форме наглядных пособий, с помощью беседы со старшими воспитанниками и т.д. Педагог должен следить, чтобы на репетициях и выступлениях эти правила детьми соблюдались. Несомненно, примером для подражания должен быть сам педагог. Кроме личного примера, можно организовывать встречи-беседы с певцами, обязательно поддерживать контакт с врачом-фониатром, направлять участников коллектива на регулярный профилактический осмотр или лечение.

Каждый руководитель хорового коллектива должен научить детей лечиться в случаях лёгких заболеваний или в профилактических целях. Участники певческого коллектива обязательно должны иметь свою домашнюю аптечку (минеральную воду, мёд, отвар листьев эвкалипта, ромашки, шалфея, настой женьшеня, леденцы для рассасывания и др.).

В практике работы с детским хоровым коллективом Дома детского творчества им. В. Дубинина я и другие педагоги следуем всем этим принципам. Главным результатом действий, направленных на охрану детского голоса, конечно можно считать устойчивый интерес детей к хоровому пению, невысокий уровень заболеваний дыхательных органов среди воспитанников вокально-хоровой студии и стабильные высокие творческие достижения.

Таким образом, в работе с детьми очень важно уделять значительное место вопросам охраны детского голоса и здоровья, опираться на необходимые знания в области физиологии детского организма, развития органов певческого аппарата (дыхательная система, артикуляционный аппарат, голосообразующие органы) в возрастном аспекте, психологии, педагогики. Формирование вокально-хоровых навыков должно происходить с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей, что, конечно, должно отражаться на методах и приёмах музыкального воспитания детей средствами коллективной певческой деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 111)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела