Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(2) Ирина Андреевна Иванова,
руководитель структурного подразделения «Поиск»,
методист высшей квалификационной категории
Центра детского творчества «Содружество» г. Новосибирска

Формирование экологической культуры школьников как условие продвижения их здоровья

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна.

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья.

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Китайская мудрость

«Здравствуйте!» – это удивительное слово в русском языке, аналогов которому нет ни в каком другом, означающее одновременно и приветствие, и пожелание здоровья.

Думаю, многим знакома эта ромашка, показывающая, что здоровье – понятие многогранное. Оно включает в себя физическое, духовное, психологическое, эмоциональное, социальное здоровье. Мы способны оказывать положительное влияние на все его составляющие не только в процессе обучения, но и в процессе каждодневного, ежеминутного общения с нашими детьми.

Если обратиться к известной диаграмме «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения», то мы увидим, что от уровня системы здравоохранения наше здоровье зависит только на 10%, от наследственности – на 20%, от состояния окружающей среды (которое, в свою очередь, зависит от уровня экологической культуры населения) – на 20% , а от образа жизни человека на 50%.

Факторы, влияющие на состояние здоровья населения

Продвижение здоровья – новое, более широкое понятие в нашей педагогике. Оно включает себя:

– пропаганду здорового образа жизни;

– обеспечение уровня грамотности, необходимого для эффективной заботы о своем здоровье;

– сохранение имеющегося здоровья школьников;

– развитие здоровья;

– формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Таким образом, продвижение здоровья оказывает влияние на большую часть факторов.

С принятием законов РФ «Об образовании» и «Об охране окружающей среды» были созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Эти документы подразумевают создание в регионах системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является формирование экологической культуры у детей и подростков.

В основе формирования экологической культуры, по утверждению академика Н.Н. Моисеева, должны лежать экологическое воспитание и образование.

В городе Новосибирске действует Программа по улучшению экологического состояния города до 2013 года. В Программе определены основные направления и первоочередные мероприятия развития системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения. Учреждениям дополнительного образования в Программе отводится особая роль в реализации экологического образования, т.к. именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменение индивидуальных образовательных потребностей детей.

Специфика деятельности Центра детского творчества «Содружество» в данной сфере заключается, прежде всего, в целевой установке на экологическую культуру личности. В образовательных программах детских объединений эколого-биологической направленности внимание акцентировано на личном опыте ребенка, формировании основ его нравственно-экологической позиции. Знания, умения и навыки при этом рассматриваются не как самоцель, а как средство экологически верного взаимодействия с окружающим миром. Также экологическая культура рассматривается нами как компонент системы знаний человека о своём здоровье и взаимодействии с окружающей средой.

Говоря о процессе формирования экологической культуры, следует исходить из представления о том, что путь от поставленной цели к результату лежит через педагогический процесс. Для того, чтобы педагогический процесс, в данном случае, был эффективным, необходима интеграция основного и дополнительного образования.

Особой эффективностью в процессе формирования экологической культуры детей и подростков обладают формы, методы и методики экологического образования, обеспечивающие максимальную интеграцию основного и дополнительного образования и позволяющие максимально использовать совокупность реальных, потенциальных и инновационных ресурсов. Такой методикой экологического образования в нашей интерпретации, а значит формирования экологической культуры личности младшего школьника (процесс формирования экологической культуры в ОУ необходимо начинать с начальной школы), является долговременная игра, позволяющая сочетать многообразие методов, средств и приемов экологической творческой деятельности.

В нашем понимании, долговременная игра – система специально организованной учебной деятельности, проходящей в течение длительного временного периода, содержательной единицей которой является тематический блок, а организационной – игровое событие.

Формирование экологической культуры достигается благодаря комплексному воздействию на эмоциональную, интеллектуальную и практическую сферу личности участников игр.

Поскольку формирование экологической культуры, в основном, строится на экологическом образовании младших школьников, то большое внимание мы уделяем содержанию турниров. В каждом из них  раскрывается какой-либо один тематический блок экологической науки. Все темы долговременной игры представляют единую содержательную программу.

Таким образом, содержание обучения в процессе долговременной игры обретает системный характер, становится преемственным для основного школьного образования, и, к тому же, опирается на уже полученный в основной школе багаж знаний.

Знания приобретаются участниками как при подготовке к играм, так и в процессе игры. Задания носят обобщающий, систематизирующий и обучающий характер. Тематика игр ориентирована на позитивную модель, в которой человек – активный участник всех природных процессов. Формирование такой позиции, в первую очередь, основано на понимании и принятии естественных законов природы, гармоничной частью которой является и человек.

Содержание долговременных экологических игр направлено на раннее формирование естественно-научных представлений и понятий, на обучение грамотной заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, на понимание ребенком глубины и сложности устройства окружающего мира, формирует представление о природе как о сложном, но гармоничном механизме, все элементы которого находятся в системной связи.

Городской экологический турнир младших школьников «Седьмой лепесток» реализуется в образовательном пространстве нашего города уже 7 лет. Тематика игр говорит сама за себя:

– Путешествие с Маленьким Принцем;

– Где у растения дом?

– Лапы, клювы и хвосты;

– Большая медведица смотрит на город;

– Расти здоровым!

В процессе игр происходит смена ролевой позиции школьников от созерцателя и исполнителя к активному участнику познавательного процесса. В 2008-2009 учебном году количество участников турнира составило 225 команд/1350 человек, из них 76 команд/456 человек – это учащиеся школ Калининского района. В 2009-2010 учебном году количество участников турнира составило 150 команд/900 человек (по новому положению 2 команды от ОУ).

Научно-практическая конференция для младших школьников «Моё первое исследование» открывает новые возможности для участников турнира, позволяя им реализовать полученные знания, практические навыки посредством нового метода обучения – исследовательского, а значит, ставит их в новую роль – роль автора.

В 2008-2009 учебном году на конференцию было представлено 58 работ/66 участников. В 2009-2010 учебном году на конференцию было представлено около 100 работ, на очный этап были отобраны 64 работы.

Темы работ юных исследователей отличались актуальностью и практической ценностью: «Правильное питание – основа крепкого здоровья», «Осторожно, фаст-фуд!», «Методы борьбы с «черной бородой» в аквариуме», «Добро и зло в жизни человека», «Зачем мы пьём молоко?», «Отчего появляется плесень и как с этим бороться?»

Одно дело, когда взрослые предъявляют детям какие-либо требования, призывают следовать тем или иным правилам, и совсем другое – когда ребенок в результате своего учебного исследования сам находит ответ на вопрос: «Почему нужно пить молоко?» или «Почему в школьных столовых не продают лимонад?»

Работы ребят, посвятивших свои исследования домашним питомцам, поражали искренностью, доброжелательностью и глубокими познаниями объекта исследования.

В Центре детского творчества «Содружество» осуществляют свою деятельность 8/117 детских объединений (групп/детей) туристско-краеведческой направленности, действующих на базах МБОУ СОШ № 103, 158 и гимназии № 12, и 16/176 детских объединений (групп/детей) эколого-биологической направленности, действующих на базах МБОУ СОШ № 158, 23, гимназии №12 и ЦДТ. Специфика деятельности данных направленностей дополнительного образования изначально предполагает целевые установки на здоровьесбережение и экологическую культуру, т.е. продвижение здоровья.

Включенность школьников в эколого-краеведческую деятельность

Таким образом, здоровьесберегающей, экологической и туристской деятельностью в процессе реализации целевых и образовательных программ ЦДТ «Содружество» охвачено более 800 школьников разных возрастных групп. Данные программы реализуются весьма успешно, о чем свидетельствуют достижения ребят на городском, областном и всероссийском уровнях.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела