Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(3) Раиса Дмитриевна Савицкая,
заведующая методическим отделом спортивного подразделения
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска

Все статьи автора(3) Наталья Кузьмовна Ширяева,
руководитель спортивного подразделения
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы «Пашинский»
г. Новосибирска

Организация научно-методической работы – необходимое условие здоровьесбережения педагогов

В концепции здоровьесберегающих технологий важным фактором формирования среды обитания детей в образовательном учреждении является педагог как значимый субъект воздействия на ребенка. Нередко педагог негативно влияет на здоровье детей. Это связано, в первую очередь, с низким уровнем здоровья самих педагогов, в том числе и низкого нервно-психического статуса и профессиональной компетенции. И если о здоровье учащихся говорят много и разрабатывают технологии его сохранения, то проблеме здоровья педагогов уделяют мало внимания. Формирование индивидуальной концепции здоровья педагогов приобретает особую значимость в связи с тем, что во время образовательного процесса здоровье детей всецело находится в руках педагога.

От личности педагога, от его системы ценностей, от его отношения к своему здоровью, от отношения к здоровью детей, и вытекающих отсюда педагогических воздействий зависит:

– во-первых, будет ли само образование безопасным с точки зрения охраны здоровья детей (или же окажется в ряду ситуаций, наносящих вред);

– во-вторых, то, какие представления о здоровье и здоровом образе жизни усвоят учащиеся.

Бесспорно, улучшение здоровья учащихся без заботы о здоровье педагога труднодостижимо. Стоит согласиться с исследователями проблем здоровья педагога, что одним из главных критериев является грамотность педагога в этом вопросе, созданы ли для этого условия в образовательном учреждении?

В связи с этим, следует отметить первостепенную важность некоторых условий в области здоровья педагога, свойственных только образовательным учреждениям, одним из которых является: организация систематической научно-методической работы с педагогами, направленной на повышение уровня их профессиональной компетенции – качество личности современного педагога, которая отражает потребность общества в здоровотворящей деятельности педагога, его непрерывном профессиональном самосовершенствовании.

Анализ теории и практики управления образовательными учреждениями показывает, что в современных условиях руководители из всех типов организационных ресурсов наибольшее влияние способны оказать на человеческие ресурсы. Это означает, что совершенствование работы образовательных учреждений может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего их использования.

Для администрации спортивного подразделения ЦВР «Пашинский» эта проблема является актуальной. Мы считаем, что педагог – это благороднейшая и труднейшая профессия, которая требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Одним из основных компонентов здоровьесберегающей технологии выступает физкультурно-оздоровительный компонент, направленный на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены и сама деятельность наших спортивных педагогов направлена на здоровьесбережение детей. Но чтобы эта деятельность была эффективной, надо, чтобы педагог был профессионально грамотен в вопросах физической культуры и приходил на работу с радостью, чувствуя себя комфортно.

Немаловажную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма, играет администрация и методическая служба спортивного подразделения, которая, следя за успехами и промахами педагога, приходит на помощь: предоставляет возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помогает в выборе темы по самообразованию; даёт возможность побывать на занятиях педагогов-мастеров, предоставляет слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указывает на слабые стороны деятельности, а в случае явного роста рекомендует принять участие в конференциях, семинарах. Главное здесь – комплекс благоприятных условий для здоровьесбережения педагогов.

В нашем спортивном подразделении формами совместной коллективной и индивидуальной работы по профессиональному развитию педагогов дополнительного образования являются:

Мастер-классы, которые позволяют познакомиться коллегам с новыми технологиями, методиками, авторскими наработками, связанными с физической культурой, здоровьетворчеством, ведь мастер – это человек, прошедший самобытный и неповторимый путь своего развития, достигший на этом пути определённых качественных успехов.

Цель проведения мастер-класса: обобщить многолетний опыт работы педагога, показать динамику роста воспитанников, в ограниченном временном режиме – 1час 20 мин.

Примером может служить мастер-класс педагога высшей квалификационной категории по художественной гимнастике И.Н. Томиловой. Ее выступление помогло обобщить опыт работы, показать динамику роста воспитанников. Ирина Николаевна постоянно ищет новое и применяет его при проведении занятий, а отсюда – достижения её воспитанниц. Молодые педагоги смогли взять на вооружение специальные упражнения для развития гибкости.

В минувшем учебном году мастер-класс был подготовлен и проведён педагогом высшей категории В.М. Добринским. Он состоял из теоретической и практической части. Во время проведения практической части Виктор Михайлович поделился с коллегами интересным комплексом упражнений, позволяющим развивать у волейболисток умения делать обманные движения для противников на площадке. Анкетирование, проведённое в конце мастер-класса, показало, что многие коллеги не были знакомы с комплексом упражнений, развивающих координационные способности девочек, и  педагоги изъявили желание взять на вооружение эти упражнения и методику их проведения для своей педагогической деятельности.

Коллеги с интересом открыли для себя новый подход к обучению детей. И с этим полезно познакомиться и молодым педагогам, которые узнают много нового и профессионалам, которые познакомятся с новым опытом.

Недавно мастер-класс провёл педагог высшей категории объединения «Лыжные гонки» А.Ф. Полуянов. Анатолий Фёдорович является заведующим отделом специальной физической подготовки спортивного подразделения. Это человек неугомонный. Лыжная база преображается ежегодно: сделан косметический ремонт помещений базы, самим Анатолием Фёдоровичем изготовлены стенды, на которых размещены награды воспитанников и информация о пользе лыжных прогулок. Всегда приятно приходить в уютное помещение с хорошим интерьером.

В прошлом учебном году педагог принимал участие в областном конкурсе социально значимых проектов с проектами «Здоровье» и «Путь к здоровью», которые определили проблему нехватки инвентаря на лыжной базе и отсутствие освещённой лыжной трассы. При достижении цели, определённой проектами, появятся условия для формирования у населения микрорайона Пашино, в том числе и у детей, устойчивого интереса к занятиям лыжным спортом. Всё это поможет педагогу сохранять контингент детей объединения «Лыжные гонки» и привлечь новых детей к занятиям лыжным спортом.

Спортивно-массовые мероприятия проводятся в подразделении на протяжении всего учебного года, они призваны формировать у детей активный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Мероприятия проводятся с детьми дошкольного и школьного возраста. Педагоги-организаторы, создающие сценарии этих мероприятий, вкладывают все свои творческие способности. К проведению спортивно-массовых мероприятий привлекается весь педагогический коллектив подразделения. Педагоги облачаются в театрализованные костюмы и берут на себя роль персонажа определённого сценарием, что позволяет им развивать креативность – характерную черту профессиональной компетенции. Педагоги, выходя к ребятам, преображаются, становясь хулиганкой бабой Ягой, добрым Дедом Морозом, весёлым добрым молодцем, прекрасной Весной, красавицей Снегурочкой, а это, в свою очередь, помогает детям, участникам мероприятий, быть активными и проявлять особый интерес к происходящему.

Открытые занятия. Их проведение является одним из ведущих методов развития профессионального мастерства педагогов. На занятиях такого рода необходимо удивить присутствующих коллег и детей, поэтому в сценарии занятия должна присутствовать «изюминка».

Интересно на занятии у хореографа Н.А. Меновщиковой, которая работает с дошкольниками и готовит их к поступлению в секцию художественной гимнастики. Педагог проводит занятия в игровой форме, что является ведущей деятельностью этого возраста.

Малые педагогические советы, проводимые в подразделении, призваны оперативно решать частные организационно-педагогические вопросы подразделения, выявлять и обобщать передовой педагогический опыт, подводить итоги работы по отдельным вопросам.

Библиотека для педагогов создана в методическом кабинете нашего подразделения, где есть методическая литература в помощь педагогам, подписка научно-методических журналов «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», «Физическая культура в школе» оформлены папки «В помощь педагогу» с материалами по вопросам образования и воспитания, имеется электронная библиотека, все материалы систематизированы картотекой. Всё это способствует обогащению профессиональной деятельности педагогов отечественным, зарубежным, историческим и инновационным опытом и, безусловно, повышает их компетентность в области физической культуре и спорта.

Методические объединения, проводимые в подразделении, решали несколько задач: удовлетворение потребностей обучающихся в творческом, физическом, интеллектуальном, культурологическом, нравственном развитии, ознакомление с анализом состояния образовательного процесса в детских объединениях спортивной направленности по итогам внутреннего контроля и т.д.

Педагогический коллектив спортивного подразделения ЦВР «Пашинский» – постоянный участник выставки «УЧСИБ». На выставке «УЧСИБ-2009» демонстрировались методические рекомендации, проекты, подборка конспектов, сборники сценариев, созданные педагогами и методистами подразделения. Авторы методических разработок получили дипломы участников. Посещая ярмарку, педагоги знакомятся с передовым педагогическим опытом других учреждений дополнительного образования. Эти посещения обогащают профессиональную деятельность педагогов новыми педагогическими технологиями.

Таким образом, вся проводимая работа в подразделении, направленная на повышение мастерства педагогов, помогает им быть грамотными, компетентными в своей профессиональной деятельности, делает эту деятельность интересной, а значит желанной и эффективной. Взаимопонимание администрации и педагогов, поддержание их творческого начала позволяет добиваться наибольшей отдачи от кадров, делает обстановку в коллективе нашего подразделения позитивной, что является ведущим здоровьесберегающим фактором. Повышение профессиональной компетентности педагогов, безусловно, оказывает положительное влияние на состояние здоровья учащихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела