Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Анна Николаевна Семенова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

Комплексный подход к формированию познавательной активности дошкольников

Развитие ребенка дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении всего дошкольного возраста происходят существенные изменения в самых различных направлениях – совершенствуются различные виды деятельности, происходят изменения в личности, углубляется познавательная деятельность.

Студия раннего развития «Солнечный город» Центра внешкольной работы «Галактика» на базе Молодежного шахматного клуба работает с 2006 года. Целью ее деятельности является создание благоприятных условия для выявления и развития интересов, склонностей и способностей детей дошкольного возраста, формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.

С этой целью мы организуем деятельность по следующим направлениям:

– речевая деятельность;

– подготовку к обучению грамоте;

– ознакомление с окружающим миром;

– формирование элементарных математических представлений;

– развивающие игры;

– оригами;

– изодеятельность (лепка, аппликация, конструирование из бумаги);

– музыкальное развитие.

Для лучшего формирования представлений о целостной картине мира необходимо одну и ту же тему рассматривать много раз, изменяя виды детской деятельности, меняя содержание, методы обучения. Кроме того, у каждого человека доминируют свои, сугубо индивидуальные способы познания мира – кто-то лучше познаёт новое на слух (аудиал), кто-то зрительно (визуал), кто-то через телесные ощущения (кинестетик).

Специфика работы групп раннего развития в клубе заключается в том, что небольшое количество учебных групп и организация образовательной деятельности детей одним педагогом по основным направлениям позволяет проводить занятия, использую комплексный подход. На наш взгляд, это максимально обогащает содержание образовательного процесса, наполняя его значимыми для ребенка видами деятельности – игровой, продуктивной, познавательной.

Примером такого способа формирования познавательной активности может служить организация занятий по направлениям – «Здравствуй, мир!», «Речевая деятельность» и «Оригами».

Признавая принцип единой темы ведущим, мы определили следующий алгоритм организации учебно-познавательной деятельности.

1. Определение темы занятия в соответствии с программным содержанием.

2. Распределение содержания дидактического материала по разным образовательным областям:

«Ознакомление с окружающим миром»

Основная цель – активизация познавательной активности, формирование и систематизация представлений у детей о животном мире.

Содержание учебного материала – литературное творчество, дидактические игры, физкультурные минутки.

«Речевая деятельность»

Основная цель – активизация речевой активности, формирование грамматической, лексической, звуковой, связной стороны речи на основе сформированных представлений о животном мире.

Содержание учебного материала – литературное творчество, речевые игры, физкультурные минутки.

«Оригами»

Основная цель – формирование навыков конструктивной деятельности, создание игровых ситуация на основе сформированных представлений о животном мире.

Содержание учебного материала – технологические карты изготовления поделки, литературное творчество, дидактические игры, физкультурные минутки.

3. Использование форм и методов организации работы детей, направленных на раскрытие содержания индивидуального опыта относительно предложенной темы, формирование инициативности, самостоятельности в работе.

Программное содержание образовательных циклов условно подразделяется на следующие разделы:

Литературное творчество – включает в себя народные (малые жанры фольклора – загадки, считалки, скороговорки, сказки;) и авторские произведения (стихотворения, рассказы, сказки). Учебный материал направлен на формирование у детей представлений об окружающем мире, формировании лексических, грамматический, фонематических навыков речи.

Дидактические игры – включают в себя речевые, познавательные игры и задания, направленные на формирование речевой активности, закрепление полученных знаний, умений, навыков, развитие речевого творчества детей.

Оригами – включает в себя технологию изготовления поделок (технологические карты изготовления). Учебный материал направлен на формирование у детей навыков в конструктивной деятельности, развитие мышления. Использование готовых изделий в качестве игрового материала способствует развитию творческих навыков, формирует эмоционально-благоприятный фон для совместной деятельности.

Физкультурные минутки – способствуют снятию физического напряжения в игровой форме, предусматривает самостоятельное творчество детей по обыгрыванию стихотворных текстов и созданию инсценированных представлений.

Примерная структура распределения дидактического материала

по теме «Животный мир» для детей 5-6 лет

 

Программные задачи

Дидактический материал

 

Лесные обитатели – звери

Ознакомление с окружающим миром

  • Закрепление представлений детей о животных (внешний вид, место обитания, питание).
  • Отгадывание загадок
  • Рассматривание иллюстраций с изображением животных
  • Беседа о животных с опорой на личный опыт детей
  • Чтение рассказа Г. Снегирёва «Медведь»
 

Речевая деятельность

  • Обогащение словаря детей прилагательными и глаголами
  • Упражнение в правильном употреблении предлогов
  • Речевые игры «Подбор прилагательных», «Кто что делает?», «Узнай по описанию», «Прятки»
  • Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна»
 

Оригами

  • Формирование навыков работы с бумагой – сгибание, складывание базовых форм «Треугольник», «Воздушный змей» и преобразование их в поделку
  • Развитие познавательных процессов (речи, логического мышления)

Поделка «Лисичка»

  • Загадки-описания о лисе
  • Рассматривание иллюстрации с изображением лисы и готовой поделки
  • Анализ изделия, изготовление поделки
  • Речевые игры «Подбор прилагательных», «Кто что делает?»

Прогулка по зимнему лесу.

Ознакомление

с окружающим

миром

  • · Ознакомление детей с жизнью животных в зимнее время года.
    • Отгадывание загадок
    • Чтение стихотворения О.А. Белявской «Кто это?», рассказов Г. Снегирёва «Заяц» и И. Соколова-Микитова «В берлоге».

 

Речевая деятельность

  • · Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
    • · Развитие звуковой стороны речи (нахождение слов, сходных по звучанию).
      • · Речевые игры «Чей хвост?», «Чья шубка?».
      • · Речевое творчество
      • · Играем в рифмы (чистоговорки, «Чудесные превращения»).
 

Оригами

  • Формирование навыков работы с бумагой – сгибание, складывание базовых форм «Треугольник», «Воздушный змей» и преобразование их в поделку
  • Развитие познавательных процессов (памяти, речи, мышления).

Поделка «Зайчик»

  • Загадки о зайчике.
  • Рассматривание иллюстрации с изображением зайцев и готовой поделки
  • Анализ изделия, изготовление поделки
  • Дидактическая игра «Из какой ты сказки?»

Такая форма организации познавательной деятельности у детей 5-6 лет является природосообразной. Она позволяет учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка, удовлетворять потребности в познании окружающего мира на доступном для него виде деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела