Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(4) Лилия Владимировна Зенн,
концертмейстер детского образцового ансамбля танца «Радость»
Городского дворца творчества детей и молодежи № 1
г. Набережные Челны Республики Татарстан

Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце

На протяжении моей 10-летней работы в качестве концертмейстера детского хореографического коллектива я пришла к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования, предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.

Что же нужно знать и уметь современному концертмейстеру, и что может еще дать хороший музыкант-профессионал, чтобы достичь желаемого результата в творческом тандеме с педагогом-хореографом? Анализируя этот важный и всеми нами, концертмейстерами и педагогами-хореографами, обсуждаемый вопрос, я пришла к соответствующему выводу, что наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического коллектива осуществлять соответствующий аккомпанемент данной танцевальной композиции, наиважнейшая часть работы концертмейстера заключается также в следующем:

– научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить;

– развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.

Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность у малышей. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни. Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами.

На занятиях хореографией и портерной гимнастикой в детском образцовом ансамбле танца «Радость», педагоги, прежде всего, стремятся развивать музыкальную и эмоциональную выразительность детей в танце, учат их координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают с детьми основные позиции и положения рук и ног в танце.

На занятиях хореографией во время наших музыкальных 5-ти минуток, которые я провожу во время перерыва, я знакомлю детей с историей возникновения танца, который танцуют дети в данный момент, а также с особенностью ритмической структуры данного музыкального сопровождения.

Цель музыкальных 5-ти минуток на уроках хореографии: раскрытие творческих способностей ребенка в танце посредством глубокого и осмысленного восприятия музыкального произведения, помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце.

Музыкально-танцевальные игры

«Ветерок». Этюд, способствующий вентиляции легких. Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия – в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица.

Винни-Пух с Пяточком в гости к Кролику идет. Игровая ситуация: Кролик сидит в своей норке и ждет гостей, Винни-Пуха и Пяточка, которые по неизвестной причине опаздывают. Его музыкально-пластические действия:

– посмотрели вправо, повернув голову и корпус, вернулись в исходное положение (прямо);

– посмотрели влево, вернулись в исходное положение;

– никого не увидели (поднимаем плечи, затем разводим руки в стороны), на лице – недоумение (брови приподняты, губы опущены вниз). От расстройства «плачем», прикрыв лицо ладонями (пальцы слегка разводим). Делая вид, что плачем, качаемся из стороны в сторону, затем сверху вниз и громко «рыдаем». Затем разводим руки в стороны перед собой (как бы общаясь со зрителями). «Не верите? Да вы присмотритесь, у меня текут слезы!» Для этого поднимаем указательный палец правой руки (остальные пальцы собраны в кулак), наклоняем голову то вправо, то влево, одновременно показываем «слезную дорожку», проводя пальцем от края глаза к губам. Собираем слезы сначала в левую ладошку, затем в правую – получаются две горстки «слез», даже боимся их расплескать. Но взмахом обеих рук мы изображаем капли дождя, разбрызгивая «слезы» (активно шевелим кистями поднятых рук), и в конце этюда подставляем стопы «дождю», размахивая руками и ногами.

Этот этюд-шутка решает двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность на танцевальных занятиях и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.

В музыкально-танцевальных играх дети часто создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства. Музыкальное сопровождение танцевальных занятий в детском образцовом ансамбле танца «Радость» играет не только прикладную роль, но и имеет также важное значение как самостоятельная часть учебного процесса. Подбору музыкальных произведений концертмейстер уделяет особое внимание, так как хорошо и правильно подобранный музыкальный материал помогает и способствует развитию эмоциональной и музыкальной выразительности на занятиях хореографии. В процессе рабочих моментов используются также видео- и аудиозаписи, благодаря наглядности и эмоциональному воздействию музыки они способствуют более лучшему усвоению учебного материала и помогают более ярко представить конечный результат, к которому стремится педагог на своих занятиях.

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого года обучения (дети 4-х лет):

– характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

– динамические оттенки в музыке (форте, пиано), характер исполнения (легато, стаккато);

– строение музыкальной речи, длительность звука, такт, фраза, предложение;

– музыкальная и эмоциональная выразительность в танце.

Первое знакомство с танцем происходит на занятии с помощью танцевальных упражнений, музыкальных игр и танцевальных композиций. Разумеется, в первый год работы идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Концертмейстер тщательно отбирает музыкальные произведения для танцевальных композиций, которые должны быть доступны и понятны для детского восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок и квадратную форму.

Концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможность развить эмоциональную выразительность и музыкальное понимание танца. Вместе с тем, слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время танцевального занятия. Для переключения внимания, во время короткого отдыха от физической нагрузки, педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, грусть, удивление, размышление и т.д.). Осознавать это помогают игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-страшно, интересно-неинтересно, любопытно-безразлично и т.п.

Подобным же образом, в игровой форме, можно познакомить детей с анатомией частей тела – суставов и мышц, объяснив особенности их работы в процессе выполнения тех или иных движений. Эти знания помогают детям более ярко раскрывать свою эмоциональную выразительность в творчестве, развивать музыкальность в танце, осознанно усваивать танцевальный материал и избегать возможных травм. Сведения по ритмике и основам актерского мастерства будут активно использоваться на практике при разучивании и исполнении музыкальных игр, танцев-игр, а впоследствии при изучении нового танцевального репертуара.

В процессе второго и третьего года обучения хореографии полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.

Характер музыки. Дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движении и пластике на занятиях партерной гимнастике. Определенное время в конце каждого занятия педагог уделяет внимание музыкально-танцевальным импровизациям, что способствует более яркому раскрытию и развитию музыкальной и эмоциональной выразительности малышей в творчестве и танцевальных выступлениях на концертных выступлениях.

Темп. Выполняются движения с различной амплитудой, разной силой мышечного напряжения в зависимости от динамических оттенков музыкального сопровождения.

Строение музыкальной речи. Дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало окончания части, периода, предложения, фразы и акцентировать конец музыкально-танцевальной фразы (притоп, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и т.д.)

Метроритм. Дети учатся воспринимать сильную и слабые доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, взмахом платка, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.

Музыкально-танцевальные импровизации. Усвоив понятие «жест» и усвоив его значение в танце, дети переходят к отработке различных жестов – указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояние (радость, печаль, раздумье и пр.).

Третий год обучения продолжает закрепление пройденного материала на более сложных примерах. Особое внимание уделяется маршевой и танцевальной музыке. Учащиеся должны определять особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, русский народный танец), уметь самостоятельно находить нужные движения и исполнять их в соответствующем жанру характере, импровизировать на заданную музыку.

Как наиболее сложный элемент прорабатывается затакт. Даются задания на определение (на слух) затактового построения. Дети должны уметь самостоятельно начинать движение из затакта и в такт, вступать в коллективное движение «каноном» в различных ритмах и темпах, с различным интервалом. К понятию «жест» добавляется понятие «поза»; начинается изучение поз классического танца.

На завершающем этапе начального обучения дети должны передавать с помощью мимики и жестов то, что они слышат и чувствуют в музыке. Исполняются небольшие пластические этюды с воображаемыми предметами (надувание шарика, игра с мячом). Развитию эмоциональной и актерской выразительности послужат сценки подражания повадкам животных (этюды «кошка», «петух», «лошадка», «лягушка» и др.)

Упражнения для развития памяти и внимания

1. Детям предлагается посмотреть на предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Таким образом, развивается визуальная память и концентрация на конкретном предмете.

2. Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и звуки внутри зала, за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать конкретные звуки, степень их дальности, анализируя их характер.

3. Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например: рука, туфли, окно, дверь и т.д.

4. Интересным для детей будет переключение внимания с зрительного на слуховое или осязательное. Например: зеркало, звук с улицы, ткань костюма, фортепиано, линии ладони и т.д.

Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо, и развивают музыкальное и эмоциональное восприятие у малышей на танцевальных занятиях.

Занятия в детском образцовом ансамбле танца «Радость помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку. Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Основные методические приемы для развития музыкальности и эмоциональной выразительности на занятиях хореографии:

– выразительное исполнение музыкального материала;

– художественное и словесное вступление перед слушанием музыки;

– образное сравнение и объяснение с музыкальным персонажем поможет правильно и выразительно его выполнить;

– музыкальные игры помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей;

– музыкально-ритмические упражнения учат детей ориентироваться в пространстве, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению основных элементов танцев.

Из этого следует, что танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. С помощью специальных упражнений для развития музыкальности и эмоциональной выразительности возможно развить и воспитать те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых дней занятий ребенка в хореографическом коллективе необходимо начинать с развития эмоциональной выразительности, а также музыкальности, что, в свою очередь, способствует успешной работе, а сам процесс занятий приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001. – № 2. – С. 38-40.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. – М.: Музыка, 1984. – 180 с.

3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». – Пермь, 1997.

4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». – М.: Феникс, 2003.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.

6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М.: Музыка, 1961. – 10 с.

7. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 14)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела