Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(4) Светлана Михайловна Зуенок,
заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 7
Дзержинского района г. Новосибирска

Литературно-музыкальная композиция «Чье детство пришлось на военные годы»

Целевая группа: учащиеся 5-8 классов.

Цели:

1. В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети наряду с взрослыми приближали Победу.

2. Создать условия, формирующие нравственные качества гражданина на примере жизни и деятельности детей в военные годы.

3. Развивать познавательную и творческую активность, создавать возможности для самореализации учащихся.

Задачи:

– максимально привлечь учащихся к подготовке данного мероприятия;

– организовать исследовательскую деятельность учащихся через изучение воспоминаний детей – очевидцев тех страшных событий; познакомить детей с людьми (или их воспоминаньями), чьи годы пришлись на военное время;

– совместное оформление книжной выставки-экспозиции: рисунков, военных аксессуаров, книг, иллюстраций;

– развивать интерес к чтению познавательной и художественной литературы о войне;

– воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией, чувство долга перед Родиной.

Презентация к литературно-музыкальной композиции «Чье детство пришлось на военные годы»

Звучит фонограмма песни «Журавли».

1 Ведущий: Дорогие ребята! Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

2 Ведущий. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года.

1 Ведущий: Эта война навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

2 Ведущий: Еще живут люди, преподавшие этот урок всему человечеству.

1 Ведущий: Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы о тех временах. Именно их воспоминания легли в основу сегодняшнего рассказа.

2 Ведущий: Вам, кто видел эту войну…

1 Ведущий: Вам, кто выжил в эту войну.

2 Ведущий: Вам, кому 65 лет назад не было 16-ти…

1 Ведущий: Вам, чье детство черной краской опалила война…

Вместе: Посвящаем!

На сцену выбегают дети. Кто-то кидает мяч, играют в классики, прыгают через скакалку.

Фонограмма: Смех детей, голоса…

Девушка:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Фонограмма: Звук падающей бомбы, взрывы. Все ребята на сцене замирают.

На экране дата: 22 июня 1941 года. Звучит запись Ю.Б. Левитана: «Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны фашистские войска напали на нашу страну, атаковали границы во многих местах и подвергли бомбардировке наши города – Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие. Это неслыханное нападение является беспримерным в истории народа вероломством. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на фашистских правителей.

Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная».

1 Ведущий: Совсем недалеко от Москвы (меньше суток идет поезд) стоит Брестская крепость. В музее «Брестская крепость» до сих пор хранятся экспонаты. (Ведущий берет макеты с выставки – экспозиции). Стрелки этого будильника замерли в положении 3 часа 45 минут; старый штык поведал о том, что здесь был рукопашный бой, эти детские обгоревшие сандалии говорят о той страшной трагедии, которая разразилась здесь. Именно сюда посыпались первые бомбы. В крепости находились пограничники и их семьи. Многие из них никогда не увидели кровавого рассвета 1941 года.

2 Ведущий: Эти страшные первые часы войны, когда враг обрушил на советские города всю мощь своего орудия, запомнил Виталий Алексеевич Агафонов. Он жил тогда в городе Киеве.

Виталий Алексеевич: Мне было тогда четыре года, а моей сестренке 6 лет. Я помню, как посыпались от ударов стекла, а мы с сестренкой залезли под кровать. Я никогда не забуду этого свиста, так падает фугасная бомба. Мы не знали тогда, что началась война.

Ребенок(1) (маленькая девочка): Я помню, как выла зловеще сирена, рвались снаряды, падали бомбы, и  мне было страшно.

Ребенок (2) (маленький  мальчик): А папа сказал: «Родные мои, прощайте, я ухожу на фронт». Мы с мамой горько плакали.

Ребенок (2):

Кто сумел – уехали,

Как мать говорит, в чем есть.

Не помню я, что ели мы,

А помню: хотелось есть.

Ребенок (1):

Просили, плача: Мама, хлеба!»,

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Ребенок (3)(девочка среднего возраста): Мне было 13, жизнь только начиналась. И вдруг – война. Я испытала и страх, и ужас, что не передать словами. В плену прошла моя юность.

2 Ведущий: Всех детей, старше десяти лет фашисты угоняли в Германию, в рабство, они трудились на фермах, на фашистских заводах.

Ребенок (3): (читает письмо, написанное матери). Здравствуй, дорогая мамочка! Мамочка, я работаю на ферме у одного толстого господина. Сплю на полу рядом со свиньями. Если вовремя не почищу за ними навоз, меня бьют палкой. Мамочка, я такая худенькая (показывает свои ручки), что если ты увидишь меня, то не узнаешь, а когда я кашляю, изо рта у меня все время идет кровь. Кушаю я  из того же корыта, что и свиньи моего господина. Он всегда повторяет «Руссишен швайн».

Ребенок (4): Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

Старший мальчик:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

Младший:

Дома!

Старший:

А где твой дом, сынок?

Младший:

Сгорел.

Старший:

Он сел. Его снежком заносит,

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Ведущий (2):

На войне невыносимо трудно всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Ребенок (5): Я видел, как плакала кошка, Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белым. А вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, ей было больно.

Ведущий 1: Фашисты не жалели ни детей, ни стариков. У каждого немецкого солдата в нагрудном кармане была инструкция: «Евреи, цыгане, славяне должны быть стерты с лица земли. Убивайте, убивайте, убивайте. Не жалейте, если перед вами женщины, старики или дети».

Ведущий 2: 19 августа фашисты заняли Киев. Они развесили по всему городу объявления, где предписывалось всем евреям явиться с вещами на сборный пункт. Люди думали, что их отправят работать в Германию или на соседнюю станцию. Пришли с личными вещами, а 29-30 сентября 34 тысячи детей, матерей, стариков расстреляли. Мы видим на скульптуре «Погибшим в Бабьем Яру», как обезумевшие от горя родители выталкивают из ямы своих детей. Но неумолимо снова работал автомат.

ВАРВАРСТВО

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, –

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Муса Джалиль

 

1 Ведущий: Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, нет мамы.

2 Ведущий: Дети были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. Но они так распределяли свои силы, что их хватало и на семейные дела, и на общественные. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом.

1 Ведущий: Они пилили дрова и носили воду тем, кто в этом нуждался. Воду брали в реке. Вода эта сразу намерзает слоями. Съезжали вниз на собственном пальто.

Потом надо было лечь на лед, зачерпнуть воду и вытащить на поверхность. Подняться было вообще загадкой. Одежда от проливающейся воды становится просто свинцовой.

По воду

Я в гору саночки толкаю,

Еще немного и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу

Изнемогая, словно лошадь

Не хлеб, а воду я несу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла,

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка

Я привезу тебя домой.

В. Вольтман – Спасская

Блокадница: Даже в войну дети учились. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном Ленинграде. Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, идти приходилось, преодолевая снежные заносы и сугробы.  Учились, как могли, насколько хватало сил – а сил было немного. Руки стыли, мел то и дело выскальзывал из рук, чернила замерзали, ветер гулял по классам, но ребята учили русскую историю – они хотели знать, что нас не победить, что все враги всех времен разбивались о Россию.

Чтец:

Блокада – далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных, умирающих детей.

Ведущий (2): Ученики Ленинграда шатались от голода. У них была общая болезнь – дистрофия. Третья стадия этой болезни неизлечима. У людей трескается кожа, появляются страшные боли в позвоночнике, изо рта идет пена. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, шатались зубы. Ученики умирали и дома, и на улице, и по дороге в школу, случалось, прямо в классе.

Ребенок:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Ю. Воронов

В темных квартирах, без отопления, воды, пищи  умирали иногда все взрослые в семье, и, оставшись одни, дети испытывали подлинный ужас. Самое страшное, что они смирились со смертью.

Д. Гранин, А. Адамович «Блокадная книга»

Глава «Дети блокады»

(Сцена происходит на Сенатской площади. Сидит маленький мальчик. Рядом проходит женщина).

Женщина: Выхожу я из своего двора рядом с генеральным штабом, смотрю, возле калитки сидит, прижавшись, мальчик. Мне показалось, что ему лет шесть. (Обращается к мальчику) Что ты здесь делаешь?

Мальчик: Я пришел сюда умирать.

Женщина: Смотри, какой ты. Раз ты пришел сюда, значит, не умрешь. Где ты живешь?

Мальчик: На Мойке. У нас квартира темная. А здесь вон как светло. Вот я и пришел сюда умирать.

 Женщина: Пойдем со мной, в архив, я дам тебе кипятка и клея столярного поесть, на вот возьми. (Дает кусочек сухого хлеба).

Мальчик: Если останусь жив, я всегда буду есть столярный клей.

Женщина: А почему ты пришел умирать? У тебя родные есть?

Мальчик:  А разве ты не понимаешь? Папа погиб на фронте, мама умерла, лежит, сестренка умерла, лежит, теперь моя очередь.

Женщина: Пойдем со мной. (Уходят)

На Нюрнбергском процессе в Германии в качестве обвинительного документа фашистским главарям был предъявлен дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, 11-летней ленинградской школьницы, в семье которой не осталось в живых ни одного человека.

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого к себе влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это – всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, –

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души простой и многогранной,

И почти молчанье о себе…

1 Ведущий: 140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать их вышли все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить, кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться. Таню отвезли в расположенный в том же районе Понетаевский дом инвалидов с его «Санаторным» по тем временам питанием и более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была не излечима. Расстроилась координация движения, мучили страшные головные боли. 24 мая Таню увезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она умерла.

2 Ведущий: Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и пулеметные снаряды.

1 Ведущий: В те дни на заводах всей страны можно было увидеть парней и девчонок в телогрейках, стеганых брюках. Чтобы они могли работать за станками  и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Бывалые солдаты глотали слезы, увидев надписи над рабочими местами: «Не уйду, пока не выполню норму!»

2 Ведущий: 18 млн. человек из 23 стран мира с грифом «возврату не подлежат» вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были  и дети.

1 Ведущий: Многие тысячи погибли  в лагерях, представлявших собой чудовищные фабрики смерти: в Заксенхаузене, Бухенвальде, Маутхаузене, Дахау, Освенциме, Майданеке и многих других.

2 Ведущий: Одним из самых страшных был концлагерь Саласпилс, который находился недалеко от Риги. В нем уничтожили 100 тысяч человек, в том числе 7 тысяч детей.

(Фонограмма: звучит лай собак и звуки автоматной очереди. На экране фотография – люди за колючей проволокой. На сцену выходит колонна детей в драной одежде, платках, на груди у всех таблички «ОST». Впереди – надзирательница и переводчик).

Надзирательница и переводчик: (сначала звучат фразы на немецком языке, затем перевод): По 5 человек стройся! Скрестить руки на затылке!

Надзирательница: Кто хочет каши? Быстро становитесь в ряд. Поведем вас кормить. (На сцену выбегают дети. Они толкаются, строятся). Все, хватит. Остальные подождите до завтрашнего дня.

Девочка: (выходит немного вперед, опасливо оглядываясь на надзирательницу): Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?» Надзирательница выбирала тех, кто был покрепче и светленьких. (Со вздохом) Как кушать хочется…

1 Ведущий: Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров. Каждый ребенок выходит вперед и рассказывает:

Ребенок (1): Мы жались к матерям, но нас разделили. Я не хотела жить без мамы, я просилась, кричала, и меня куда – то оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума, ведь мамы больше нет.

Ребенок (2):Меня тоже разлучили с мамой и поместили в отдельный барак, где было грязно и душно, и много детей. У меня каждый день брали кровь. Мне было больно, но плакать я боялся.

Ребенок 3: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь. Нас построили на улице около блока и отвели в купальню, где раздели донага и голых повели на улицу. После этого многие дети заболели и умерли.

Ребенок 4: Нас заставляли работать с 4 часов утра до позднего вечера. Мы на лямках возили повозки, гружённые разными грузами. Но чаще отвозили трупы умерших к специальному блоку, откуда их увозили в крематорий.

Ребенок 5: Ходить по территории лагеря запрещается, передвигаемся только бегом. Зимой было холодно, и мы надевали на себя мешки из-под картошки, чтобы согреться, прорезали дыры для рук и головы.

Звучит песня «Саласпилс».

1 Ребенок:

Я из детства ушел не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Девочка:

Ушло наше детство. Исчезло. Пропало.

Давно это было, давно.

А может и вовсе его не бывало,

А только приснилось оно?

1 Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности.

2 Ведущий: Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

1 Ведущий: Многие дети вместе с взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Александр Бородулин и др.

Зачитывается отрывок из книги: «Салют, пионерия!: Рассказы о пионерах-героях Советского Союза». – М.: Издательство «Малыш», 1985.

В честь всех погибших на войне, умерших от болезней и ран, пропавших без вести, объявляется минута молчания.

Чтец:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб все они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно!

Навсегда!

А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребенок, мой и твой.

Пусть мир взорвется криком «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Презентация к литературно-музыкальной композиции «Чье детство пришлось на военные годы»

Музыкальное сопровождение

 

Использованная литература

1. Адамович А. Гранин Д. Блокадная книга. – М.: Советский писатель, 1991.

2. Джалиль М. Вольные ветры: Сборник поэзии. – М.: Художественная литература, 1976.

3. Никиенко А.А., Баранова Т.В. Детство опаленное войной // Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 3. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – с. 184 – 202 с.

4. Салют, пионерия!: Рассказы о пионерах – героях Советского Союза. – М.: Издательство «Малыш», 1985.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Районный конкурс методических разработок среди библиотекарей
2. Урок мужества «Блокада Ленинграда»
3. Устный журнал «Боец, поэт, сибиряк – Борис Богатков»
4. Урок мужества «Детство, опаленное войной»
5. Литературно-поэтический слайд-час по книге поэта-блокадника Юрия Воронова «Память блокадного города»
6. Литературно-музыкальная композиция «Чье детство пришлось на военные годы»
7. Литературно-музыкальная композиция «Песни огненных лет»
8. Литературно-музыкальная композиция к 65-летию Великой Победы «Чтобы помнили…» (8-10 классы)
9. Интеллектуальная игра «65-летию Великой Победе посвящается…»
10. Проект «К 65-летию Великой Победы» – «Дети войны в книге В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи»
11. Литературно-музыкальная композиция «Страницы Великой Отечественной…»
12. Тематический классный час «Войны не детское лицо»
13. Война глазами семьи