Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(2) Марина Борисовна Ткаченко,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120 Заельцовского района
г. Новосибирска

Реализация здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе

Понятие «здоровье» в педагогической системе рассматривается с разных позиций, но всегда только как целостное состояние, как системное проявление характера жизнедеятельности индивида или группы людей, социума. В любом случае индивидуальное и популяционное здоровье в образовательном процессе следует рассматривать как управляемый процесс. Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у субъектов образовательного процесса, воспитание у школьников основ здорового образа жизни, культуры здоровья – ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления её деятельности.

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребёнка. Поэтому с самого начала важно помочь ученику познать себя и поверить в возможность успешного развития: к чему ребёнок имеет склонность, особенности его памяти, внимания, темп образовательной деятельности, интересы, потенциал физического и физиологического развития.

Здоровый образ жизни – это не просто слова. В настоящее время это выражение приобретает особый смысл, так как в нём заключена жизненная позиция, концепция, опирающаяся на выбор каждого человека в отдельности и всех членов общества в целом. Недаром В.А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил и венцом этой гармонии является радость творения».

Однако происходящее в обществе глубокое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказались и продолжают сказываться на процессе социализации детей и подростков. В настоящий момент в стране существенно сократилось число и, таким образом, снизилась доступность для семей различных внешкольных учреждений: домов детского творчества, спортивных учреждений, музеев, музыкальных и художественных школ, театров, различных экскурсионных программ. Природа, как известно, не терпит пустоты. Всё в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя свой «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания.

В своей педагогической деятельности (являюсь классным руководителем 9 класса «В») часто организую посещение выставок, музеев, культпоходов в театр, выездных экскурсий. Проведение таких мероприятий сплачивает коллектив, создаются дружеские нестандартные ситуации, решение которых зависит от выбора ребят, ведь «здоровый коллектив» – залог успеха образовательного процесса, ребёнку комфортно учиться в коллективе, а значит комфортно на уроке, в школе.

Предлагаю к рассмотрению проведение экскурсии «Весёлый автобус».

Как провести интересную экскурсию и всё предусмотреть? Ведь что говорить, не так-то часто некоторые педагоги соглашаются вести детей куда-либо. Слишком хлопотно, ответственность за жизнь детей велика. Конечно, претворяет экскурсию тщательная подготовка:

1. Нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их вкусы, пристрастия.

2. Необходимо продумать порядок следования экскурсии и внести свои коррективы в программу, которую предлагает ведущий.

3. Провести инструктаж по технике безопасности с каждым учащимся.

4. Знать, что руководитель несёт ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасность проведения экскурсии.

Вход в автобус – нужно получить разрешение у врача (всё ли у тебя в норме: взял ли ты в поездку хорошее настроение). 

А если ты ещё не совсем готов к развлекательной программе, то она создаётся внутри автобуса. Праздничные шары – всегда весёлая атмосфера, и участники с желанием становятся одной общей командой, объединённой шутками, смехом и познавательными играми.

Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. Последнее время в педагогическом сообществе меняется отношение к игре. Приходит понимание того, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки детей к реальным жизненным ситуациям. Игра – это процесс моделирования, в котором объединяются вместе такие понятия, как общение и познание, необходимые человеку для его развития. Играя, ребёнок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила детского сообщества или подросткового сообщества позволяют узнать ребятам и о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества.

Появление нового героя на каждой станции – одно из условий экскурсии. Джек Воробей явился неожиданно и загадочно. Все конкурсы, проведённые им, были посвящены морской теме. Класс делился на две команды, прозвища – только морские, пиратские!

Фокусник – самый загадочный персонаж. Сначала показ, а затем – разгадка. Хочется быть не только зрителям – хочется быть участниками процесса, и игра в полной мере реализует эту потребность подростков. Общие переживания формируют дружбу в команде.

Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, во многом определяют его отношение к жизни.

Школа для детей не должна быть единственным местом общения со сверстниками, полноценное развитие ребёнок может получить, только если будет иметь опыт общения со сверстниками вне школы. Неоценимость опыта такого общения заключается в формировании умения у ребёнка адаптироваться в различных коллективах, вне зависимости от их интересов, от умения определить своё место в каждом из них, создать свой личный статус, а также от умения правильно вести себя со сверстниками.

 Здоровьесберегающая деятельность реализуется через такой компонент как социальное благополучие. Этот метод работы даст возможность ученикам эмоционально отдохнуть от школьной обстановки, полноценно переключиться на творческий лад, приобрести новые знакомства и интересы за пределами школы, научиться ладить в различных коллективах школы.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 318)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела