Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования»
Выпуск №28 Апрель 2010 | Статей в выпуске: 91


Все статьи автора(2) Мария Георгиевна Лямичева,

педагог-психолог
МБОУДО социально-психологического центра «Ника»

г. Новосибирска

Детские капризы. Что это?

Детский каприз – это стремление детей делать что-то вопреки предписаниям взрослых. В раннем и дошкольном возрасте он сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением.

«Благоприятными» условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Нередко капризы входят в привычку, при помощи которой избалованный ребенок добивается осуществления своих желаний. Основная причина возникновения такого поведения – неправильная организация взаимоотношений со взрослым. Капризы могут также возникнуть как реакция на разнобой в предъявляемых чрезмерных требованиях со стороны родителей. Иногда в основе вспышек лежат острые и глубокие переживания, связанные с неудовлетворением потребностей ребенка в любви к нему, внимании, уважении, самостоятельности. Основной путь предупреждения – правильная организация жизни и деятельности, создание нормальных взаимоотношений в семье, разумная требовательность и одновременно внимание к интересам и потребностям ребенка, включение его в коллектив сверстников.

Как реагировать?

Детские капризы – явление довольно непростое. С их помощью выражается резкий и очень категоричный протест против того, что запрещается в данный момент. В таких ситуациях неправильные поступки со стороны взрослых могут только усугубить проблему, поранить психику ребенка.

Важно уметь отличить здоровый инстинкт к самореализации от состояния невменяемости и потери способности устанавливать контакт. Дело в том, что у ребенка еще не выработаны высшие формы адаптации к окружающему миру. Восприятие, внимание, волевые качества, чувства развиваются постепенно, они не приходят сами собой, а воспитываются и прививаются с раннего возраста взрослыми. Фундаментом нашей психики были и остаются ощущения. Если  малыш капризничает, не спешите паниковать. Здесь, как и во всем, следует избегать крайностей чрезмерного ограничения и тотального потакания прихотям. Важно уметь создать специальные условия для совершенствования ощущений, развития произвольного внимания и навыков самоконтроля.

Каждый каприз дошкольника – вызов качеству нашего к нему внимания. Правильно и адекватно реагируя на капризы, мы тоже развиваемся как родители, учимся понимать своего малыша и строить гармоничные отношения.

Но сказать, что только воспитание влияет на состояние эмоционального фона ребенка, было бы неверно. Существует ряд физиологических и других объективных причин для нарушения процессов восприятия, которые могут корректироваться на занятиях со специалистами. Капризам может способствовать утомляемость, усталость или реакция на внешние раздражители. В том случае, когда такое поведение слишком часто повторяется, то, наверняка, у ребенка нарушена нервная система. Если так оно и есть, то крайне важно посетить детского психотерапевта.

Как себя вести?

Первый шаг. Взрослому важно не паниковать, быть спокойным. Только спокойствие и рассудительность поможет не поддаться на манипуляции ребенка.

Второй шаг. Перенести внимание малыша на что-то другое. Нередко дети охотнее реагируют на предложение поиграть, чем на требование о прекращении или запрете. Попросите его что-нибудь изучить или взять в руки.

Третий шаг. Как только ребенок начнет истерику, можно отказаться общаться с ним до тех пор, пока он не успокоится. Очень твердо скажите «нет», и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. Никаких шлепков и подзатыльников! Иначе у отшлепанного появится «официальный» повод рыдать дальше, а вы, почувствовав свою вину, уступите.

Истерика любит зрителей. Если это случилось дома, оставьте ребенка одного. Предварительно проверьте, чтобы «зона», где он находится, была безопасной.

Если истерика настигла вас на улице – оставайтесь рядом, но сделайте вид, что эти вопли вам не мешают. Да, это трудно, но действенно. Не поддавайтесь, даже если окружающие взывают к совести – ребенка или вашей. В конце концов, прохожие пройдут, а ребенок и его фокусы останутся. Время работает на вас, ждите. Малыш непременно поймет, что таким способом он вас из равновесия не выведет и своего не добьется. В переговоры можно вступать только тогда, когда слезы и крики утихнут. Теперь вы можете обнять свое успокоившееся дитя и посочувствовать: «Мне очень жаль, что ты не сдержался... Я знаю, тебе было плохо».

Спросите, что он чувствует. Учите ребенка выражать свое недовольство словами: как ни странно, но дети этого делать не умеют. Пусть малыш скажет, что его волнует: «Я злюсь! Мне обидно. Я расстроен…» Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя до истеричного состояния.

Будьте внимательны: не позволяйте ребенку использовать истерики для того, чтобы увильнуть от каких-либо обязанностей (например, от работы по дому или выполнения уроков). Он должен знать, как только он вернется в нормальное состояние, ему придется закончить начатое дело.

Истерики занимают одно из первых мест в «перечне несносных типов поведения детей». Исправление такого поведения – это тяжелая, кропотливая работа. Необходимо постоянно удерживать равномерный климат дома. Нужно постепенно учить дошкольника проявлять недовольство спокойно и, естественно, выслушивать его при этом. Таким образом, вы научите его добиваться желаемого другими способами, более мирными и приятными.

Выбрав определенную тактику поведения во время вспышек, очень важно придерживаться ее каждый раз, когда ребенок впадает в это состояние, чтобы он знал, что ваша реакция неизменна.

Рекомендации

1. Помните: «Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский).

2. Не завышайте требований к ребенку.

3. Давайте самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.

4. Хвалите, похвала никогда не бывает лишней.

5. Перед походом в магазин обговорите предполагаемые покупки.

6. Если дошкольник капризничает, не слушается – оставьте его на некоторое время одного, он подумает и успокоится.

7. Для самых маленьких можно использовать прием отвлечения и переключения.

8. Необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»)

9. Если вы о чем-то попросили, просьба должна быть выполнена. Если просьба проигнорирована, малыш может быть лишен чего-либо.

10. Требования должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

 11. Не пропускайте упрямство и непослушание мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела