Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Юлия Александровна Рабе,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

Педагогическая позиция как результат осмысления учителем своей роли в реализации общественной инициативы «Наша новая школа»

Национальная инициатива «Наша новая школа» обсуждается учителями на специализированных форумах еще с прошлого года. Диапазон высказываемых суждений очень широк. Говоря о модернизации образования, президент высказывает мысль о том, что «модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала» [1]. Органично и изменение цели образования. Сегодня – это развитие основ личности, необходимых ей самой и обществу, включая ее социально-ценностную активность, обеспечение возможности эффективного образования.

Приступая к реализации общественной инициативы «Наша новая школа», общество должно осознавать, что главным условием результативности будет готовность учителя претворить в жизнь продекларированные положения. Стоит согласиться с мыслью К.Д. Ушинского, который отмечал, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Интересно, что ученики и родители, размышляя о роли учителя в современном обществе, акцентируют внимание в большей степени на его личных качествах.

Важную роль в профессиональном успехе учителя играет его готовность и желание к обучению. Известно, только тот, кто умеет учиться, может научить других. Не случайно, в последние десятилетия исследователи, занимающиеся изучением проблемы педагогического профессионализма, трактуют его, апеллируя понятием «педагогическая позиции»[2]. При этом под педагогической позицией подразумевается состояние ценностно-смысловой сферы личности учителя, «отражающее понимание учителем своих места и функций в деятельности и общности с учащимися» [3].

Следовательно, если учитель не разделяет идеи, которые он транслирует обществу, он не может способствовать их претворению в жизнь. Какие условия должны быть созданы, чтобы учитель (и педагогическое сообщество в целом) принял идею неотвратимости перемен?

Требования современного общества к учителю получили обновленное содержание, которое отражено в национальной инициативе «Наша новая школа». Во-первых, необходимо понимать, что развитие учительского потенциала невозможно по принципу «мы наш, мы новый мир построим». Речь должна идти о качественном обновлении педагогического корпуса при сохранении потенциала учителей, чей опыт и знания, приобретенные за долгие годы работы в отрасли, востребованы и по сей день. Поэтому целесообразно руководствоваться принципом «Равнение на лучших!» Лучшие учителя, лучшие школьные коллективы, позволяющие сформировать лидеров в образовании.

Во-вторых, сегодня школе не нужны отвлеченные теоретики. Государство заявляет о готовности изменения системы подготовки кадров, основанной на внедрении в широкую практику новых стандартов, реализующих компетентностный подход.

Обучение профессии должно включать и овладение функциями учителя (не номинально, а в режиме реального времени), которые реализует учитель в школе, вестись на основе новых образовательных технологий, позволяя будущему специалисту проверить на себе их эффективность. Речь идет, прежде всего, о коммуникативной компетентности.

Что происходит сегодня? Выпускник ВУЗа очень часто может быть «информационным донором», но не умеет выстроить качественное общение с родителями, более опытными коллегами, с администрацией. Непонимание становиться основой конфликтов.

Следовательно, при реализации этого направления очень важно организовать качественное прохождение практики студентов. Разделяю мнение коллег, обсуждающих этот вопрос на форумах, организованных «Учительской газетой»: «студенты должны проходить практику не в тех школах, которые по тому или иному случаю выбрал их методист, а в первую очередь в тех школах, которые участвовали в национальном проекте, которые отмечены обществом, которые получили определенный общественный статус, в которых работают учителя-«стотысячники»[5].

В сложившейся ситуации возрастает роль педагогических коллективов, способных организовать на своей базе систему мастерских, методических центров, различных по своей продолжительности педагогических семинаров. На основе созданных центров легитимно проводить повышение квалификации учителей. Применяя на практике возможные варианты решений профессиональных проблем, учитель получает возможность приобщаться и к мировоззренческой модели эффективного образования. И такая инициатива реализуется уже сегодня на базе ведущих образовательных учреждений нашего города.

В-третьих, педагогическим сообществом осознается необходимость непрерывного образования. Знаменитая формула Михаила Алексеевича Лаврентьева «наука-кадры-производство» не утратила своей актуальности и остается руководством к действию и сегодня: интеграция представителей педагогических коллективов в экспериментальные и творческие группы, созданные при высшей школе, создаст условия формирования метапредметных компетентностей педагога и, как следствие, его учеников. Уход от узкой предметности обогатит педагогическое сообщество новыми идеями.

Важным направлением может стать выявление одаренных учащихся, мотивированных на педагогическую деятельность и приобщение их к совместной деятельности в межвозрастных творческих группах. Пример – успешно функционирующий в советское время институт вожатства, ставший для многих современных педагогов путевкой в профессию. Союз ВУЗа и школы будет уместен также и на этапе повышения квалификации учителей. Заявляя о том, что «образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу», государство мотивирует учителя на создание индивидуальной  образовательной программы. Конечно, вновь встает вопрос о средствах. Предполагается, что средства на повышение квалификации должны поступать коллективам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора как программ, так и учреждений повышения квалификации. Возможность выбора образовательной услуги ставит перед учителем задачу – критически оценить свой потенциал и результаты профессиональной деятельности и определить, как лучше распорядится образовательным сертификатом.

Система накопительных образовательных сертификатов уже действует в образовательном учреждении «Лицей №9». Педагоги нашего лицея встречаются с представителями науки, обсуждают вопросы оценки качества образования, новые подходы к результативному внедрению здоровьесберегающих технологий, актуальные формы и методы работы с одаренными детьми.

Основа самообразования – педагогическая позиция учителя, обеспечивающая адекватное выполнение педагогом своей роли во взаимоотношениях с ребенком и социумом. Сосуществование различных моделей повышения квалификации позволит привлечь в школьную среду представителей других сфер и профессий, готовых к переподготовке для работы в школе. В данном случае содержание стажировки в школе не должно быть обучением предмету. Главное для специалиста – освоить технологии, помогающие научить ребенка предмету. Опыт лицея №9 подтверждает, что при этом ключевую роль будет играть содержание ценностно-смысловой сферы личности, а не само по себе владение методами и средствами педагогической деятельности. Ценным для учителя должна стать возможность принятия участия в творческих группах по разработке критериев результативности педагогической деятельности и апробации стандартов нового поколения, привлечение к внешней экспертизе (в том числе и в рамках национального проекта).

Анализируя базовые категории общественной инициативы «Наша новая школа» нельзя не остановиться на проблеме условий педагогического труда. Существенную роль играет система социальной поддержки, материального и морального стимулирования. Педагогическая позиция педагога в данном случае будет выступать в роли ресурса, побуждающего учителя, как к профессиональному росту, так и к демонстрации результатов работы в соответствии с личным уровнем претензий.

То, что школе и учителю необходимо меняться и находить себя в сложных социокультурных условиях с современного мира, становится фактом, не требующим доказательства. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и осуществление мероприятий, посвященных Году учителя, являются прекрасной возможностью для придания нового импульса процессам развития системы образования, в которых ведущая роль однозначно принадлежит учителю.

Литература

1. Послание Президента России. Дмитрий Медведев: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика»//Вестник образования № 23.Декабрь 2009. – С. 4-8.

2. Куницкая Ю.И.Педагогическая позиция как результат осмысления учителем своей антропологической миссии.//Труды международной научно-практической интернет – конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 7.Часть 1. Ростов – на Дону., С.10.

3. Там же. С.11.

4. Гордин А.И. Некоторые подходы к раскрытию сущности понятия «ценностное самоопределение взрослого человека». Научный, информационно-аналитический журнал «Образование и общество»//режим электронного доступа: http://www.education.rekom.ru/2_2009/57.html

5. То, что новая национальная образовательная стратегия пришла в нашу жизнь надолго, – бесспорно!//Учительская газета №30 (10267) от 28 июля 2009 года// Режим электронного доступа: http://www.ug.ru/?action=topic&toid=5787&i_id=60

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 9)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела