Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Маргарита Владимировна Телеганова,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии № 13 Центрального района г. Новосибирска

Все статьи автора(2) Светлана Николаевна Кырченкова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Портфолио как одна из инновационных технологий в оценивании учеников начальной школы

1. Понятие Портфолио. Актуальность.

«Портфолио» – слово было известно ещё в эпоху Ренессанса. Им называли альбом с фотографиями. В педагогику этот термин пришёл из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». В конце 80-х – начале 90-х в США возникла идея применения портфолио в школе.

Существует огромное разнообразие определений портфолио. К. Варвус описывает портфолио как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых».

Д. Майер считает, что «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося».

Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста».

В зарубежной педагогике сегодня широко принято такое определение: «Портфолио – отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как происходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими».

В педагогической литературе портфолио характеризуется как «коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению; выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

На наш взгляд портфолио – «это совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других – и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Использование портфолио в начальной школе обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознаёт значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Портфолио позволяет нейтрализовать травмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребёнка к школе. «Для того, чтобы ученик хорошо учился, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» (Л.Н. Толстой).

В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. Возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода – обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся. Вот почему в последнее время появилось портфолио, ведь оно является альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен».

В учебной деятельности младшему школьнику необходимо умение ставить цели и контролировать своё поведение, управлять собой. А чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Для того, чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.

2. Цели и задачи портфолио.

Цель портфолио: обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Задачи портфолио:

– обеспечение мотивации успеха, в том числе в учебной деятельности;

– максимальное раскрытие способностей ребёнка, создание условий для его самореализации во внешкольной жизни;

– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

– формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры;

– совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода;

– развитие умения обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт.

3. Ключевые принципы организации Портфолио:

СИСТЕМНОСТЬ

ЛОГИКА

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

4. Стадии развития Портфолио.

Многие учителя задают вопрос: «С чего начать?»

1-й шаг. Организация и планирование. На родительском собрании обсудить целесообразность введения Портфолио, а с детьми обсудить вопросы для понимания цели введения Портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития:

– Как я выбираю время? Как часто нужно пополнять материалы?

– Что у меня собрано? Как я организую и представлю мои результаты?

– Где будет храниться Портфолио?

Кроме того, очень важно научить детей ставить конкретные цели для достижения желаемого в определенный промежуток времени (например, во 2 классе по русскому языку в диктантах уменьшить количество ошибок на безударную гласную).

Одна из трудностей в организации ведения Портфолио, как обеспечить достоверную самооценку учащихся (чтобы она не была завышена или занижена).

2-й шаг. Собрание – комплект материалов, отражающих образовательный опыт учащихся. Все отобранные материалы, включенные в собрание, должны ясно отразить критерии и стандарты, идентифицированные для оценивания.

3-й шаг. Осмысливание – везде, где возможно, учащиеся рефлексируют после процесса обучения и контроля, видят движения или стагнацию, ставят себе цели, продумывают пути их достижения.

Помимо размышления учащихся, портфолио должно содержать материалы, основанные на мнениях учителей и родителей.

5. Для начальной школы наиболее приемлема простая классификация видов Портфолио:

Портфолио ученика                       Портфолио класса

(личные достижения                       (достижение всего класса, а также

ученика)                                          место и роль каждого учащегося в

классном сообществе)

Более подробно мы хотим ознакомить вас с Портфолио ученика начальной школы.

6. Разделы портфолио

На данный момент жёстких требований к структуре портфолио не существует. Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, творчески подойти к этой задаче, придумать что-то своё, оригинальное.

Обычно портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ученика. Считаем важным дать ребёнку самому выбрать фотографию для титульного листа. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. А при желании можно нарисовать свой автопортрет.

Мы считаем наиболее удобным использование следующих разделов портфолио.

Разделы портфолио:

1. Мой мир

2. В Стране знаний

3. Моя общественная работа

4. Мои достижения

5. Мои впечатления

6. Отзывы и пожелания

Раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает).

– Моя семья (здесь можно рассказать о членах семьи, либо составить рассказ о своей семье).

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях).

– Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок, в каких секциях или кружках занимается).

– Моя маленькая родина (рассказать о своём родном городе или селе, о его интересных местах. Здесь же можно разместить схему маршрута от дома до школы, составленную ребёнком совместно с родителями, важно отметить в ней опасные места (пересечения дорог, светофоры).

Раздел «В стране Знаний»

Этот раздел ученик наполняет информацией, посвященной своей учебной деятельности: рассказ о школе и педагогах, заметками о любимых школьных предметах; графиками роста скорости чтения, удачно написанными контрольными работами, интересными проектами:

– Моя школа и мои учителя

– Мои любимые школьные предметы

– Лестница «успешности» по предметам

– Участие в олимпиадах и интеллектуальных играх

Раздел «Моя общественная работа»

Содержит информацию обо всех мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Может быть ребёнок выполнял какое-то поручение в классе, играл роль в школьном спектакле, читал стихи на торжественной линейке, может оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…

Оформить этот раздел предлагаем с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

– Поручения в классе

– Выпуск стенгазеты

– Сбор макулатуры

– Участие в субботниках

– Выступление на торжественной линейке

Раздел «Мои достижения»

В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: стихи, рисунки, сказки, фотографии поделок, копии рисунков, принимавших участие в конкурсах, грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

– В спорте

– В творчестве

Раздел «Мои впечатления»

В младших классах дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят на выставки, в театр. В завершении экскурсии или похода ребёнок может оставить свой отзыв об увиденном, в котором выразит свое впечатление, вспомнит содержание.

– Отзыв о посещении театра, выставки, музея

– Участие в экскурсионно-познавательных программах

– План путешествий по городу, стране, миру

Раздел «Отзывы и пожелания»

В порфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Рекомендуем обязательно включить данный раздел! Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как учителем, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии…

– Учителей

– Родителей

– Преподавателей кружков

7. Существуют определённые недостатки работы с Портфолио:

а) Требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию.

б) Реализация Портфолио почти не обеспечена методическим сопровождением.

в) Ведение Портфолио занимает много времени как у обучающихся, так и у учителя.

г) Требует от учащихся новых организационных и познавательных умений (которые в этом возрасте развиты не у всех).

д) Часто родители полностью подменяют ребёнка в сборе и оформлении материалов (вместо поддержки).

8. Итог.

Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.

Предложенная нами работа с портфолио может быть использована в условиях любого общеобразовательного учреждения.

Приложение 1. Памятка для учителей и учащихся по ведению портфолио.

Приложение 2. Фрагмент беседы с ребятами при работе над страничкой портфолио «Я и мои друзья».

Приложение 3. Фрагмент урока-диспута «Путешествие по страницам Портфолио»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 21)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела