Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Юлия Александровна Рабе,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска

Из опыта реализации компетентностного подхода в работе с родителями

Изменения, произошедшие за последние два десятилетия (конца ХХ – начала XXI веков) в общественно-политической, экономической и социальной жизни общества, не могли не повлечь за собой реформирование основ системы отечественного образования. Стало очевидным, что знания уже не могут восприниматься исключительно как сведения, не могут являться самоцелью, а могут служить лишь средством ее достижения. Обозначенное противоречие между запросами производственной сферы и реальным уровнем подготовки выпускников школ привело к осознанию необходимости пересмотреть цели процесса образования.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Законодательная база («Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Концепция государственных стандартов», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» и др.), регламентирующая цели образовательного и воспитательного процесса, подчеркивает важность единства целей семьи, школы и общества. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» процесс развития личности трактует как процесс «…духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях».

Очевидно, что из этого процесса нельзя исключить родителей. «Возвращение» родителей в школу возможно только при условии осознании необходимости активных действий со стороны семьи.

В лицее № 9 города Новосибирска идея взаимодействия родителей и школы уже давно получила свое воплощение. Стало традицией проведение лекториев и общешкольных родительских собраний, заседаний классных и общешкольного родительских комитетов, проведение воспитательных мероприятий с участием родителей в воспитательных мероприятиях. Особую роль в повышении педагогической культуры родителей играет классное родительское собрание. Являясь классным руководителем 7 класса, стараюсь организовать работу с родителями, руководствуясь принципом «Покажи мне как». Реализуя компетентностную модель в общении с родителями, всегда в родительском собрании отвожу место для практики, позволяющей проверить теорию практикой, скорректировать цели, составить программу совместных действий.

Тематику собраний планируем совместно с родителями и детьми на первом родительском собрании в сентябре. Конечно, при необходимости, темы встреч корректируются. Накануне родительского собрания провожу диагностику, выявляя наиболее актуальные проблемы для нашего родительского коллектива. Стараюсь сравнить их с детским восприятиям тех же проблем, выделить точки соприкосновения, основу для возможного диалога. Наиболее значимой проблемой для классного коллектива (то есть ученического, родительского и педагогического) стал переходный возраст со всеми его проявлениями.

Предлагаю методическую разработку классного родительского собрания по теме: «Понять – значит принять».

Желаю творческих успехов!

Родительское собрание в 7 классе. Тема « Понять – значит принять»

Если бы все люди были идеальны,

то каждого человека всегда можно

было бы заменить любым другим.

В. Франкл

Каждый из Вас думал о том, каким хочет видеть своего ребенка, какими качествами должен он обладать, когда вырастет. То есть вы представляете идеал, к которому стремитесь в процессе воспитания. Сегодня мы попробуем обратиться к Вашему жизненному опыту для того, чтобы понять мотивы действия наших детей. Давайте подумаем, как этого можно достичь? Конечно же, проанализировать Ваши действия в реальных жизненных ситуациях. Переходим к практике.

Разминка

Прочтите приведенные выдержки из исторических источников. Как вы думаете, что связывает эти тексты с темой нашей сегодняшней встречи и с предложенным эпиграфом?

1. «Я не питаю особых надежд по поводу будущего нашего народа, когда он зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся наша молодежь безрассудна сверх всякой меры… Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».

Историк Гесиод, VIII век до н.э.

2. «Следует признать, что у нашей молодежи преобладает непочтительный, непокорный, возмутительно жестокий дух. Многие взрослые озабочены тем, что сегодня все подростки – трудные: ведь их больше интересует приятное времяпрепровождение».

Ричард Бертон, XX век н.э.

Практикум

Упражнение 1. Всем нам было когда-то столько же лет, сколько сейчас нашим детям. Вспомните, какими вы были в 13-14 лет. О чем вы думали, что вас интересовало, что с вами происходило, что было важнее всего в тот момент. Давайте вспомним, что было важно для Вас – 14 летних?

подросток

родитель

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2. А что хотите от них ВЫ сегодня? Идеал будущего – какой он?

Упражнение 3. «Дети не дети». Сформулируйте из приведенного перечня слов проблему, связанную с новыми элементами в поведении Ваших детей: не принимает, быть взрослым, протестует и подражает, усвоению различных норм, ценностей, способов поведения, существующих в обществе именно для взрослых, идеалы и умения.

Упражнение 4.

Проанализируйте поведение родителей в конфликтных ситуациях:

1) углубление противоречий и развитие конфликта: стремление взрослого сохранить прежний стиль отношений вызывает сопротивление со стороны подростков в виде разных форм протеста и неподчинения.

Плюс: сохраняется контроль за действиями ребенка.

Минус: развитие некоторых сторон взрослости подростка может тормозиться, а личность – приобретать такие черты, как агрессивность, лживость и др. Как правило, быстро растет отчужденность подростка. Взрослый теряет авторитет, и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого.

2) взрослый под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, начинает разрешать то, что не разрешал раньше.

Плюс: благодаря этому столкновений становится меньше.

Минус: неизменность сути отношений в сочетании с уступками определяет непоследовательность поведения взрослого: одно и то же то разрешается, то запрещается. Такая неопределенность, касающаяся пределов доступного и возможного для подростка, существует довольно часто, может сохраняться долгое время и благоприятствует развитию взрослости подростка в русле имеющихся у него интересов и стремлений, так как каждое прошлое отступление взрослого подросток использует против него как средство для достижения желаемого.

3) взрослый со временем начинает видеть в подростке не ребенка, а более взрослого и соответственно меняет отношение.

Плюс: противоречие, порождавшее трудности в их общении, уменьшается и меняется первоначальная картина в отношениях: конфликт становится меньше и может исчезнуть вообще.

Минус: требует большого внутреннего контроля со стороны взрослого, последовательности, откровенности.

Упражнение 5. Чаще всего родители возмущены поведением ребенка, если у него начинаются проблемы с учебой. Они могут быть связаны с целым рядом проблем, требующих рассмотрения.

Требования взрослого

Пути достижения результата

– ответственное отношение к учебе;

– качественное выполнение домашних заданий;

– порядочность и достойное поведение в отношении и сверстников, и педагогов.

 

– объяснять требования подростку;

– искренность;

– готовность к диалогу (как аргумент – описать ребенку свои чувства, эмоциональное состояние, честно описывая его;

– несмотря на декларируемую взрослость, временами относиться к подростку как к ребенку;

– открытость в общении;

– информирование о фактах, событиях своей жизни (подросток-часть большого мира взрослого)?

– обращать внимание на других людей и их реакции на действия ребенка;

– актуализация семейных ценностей, ответственности за свои действия  перед семьей.

Подведем некоторые итоги

Проанализируйте эффективность своей работы на родительском собрании и оформите их результаты в таблице.

Ф.И.О.

5

4

3

2

1

Я принял необходимость изменения стиля взаимоотношений с моим ребенком

 

 

 

 

 

Буду продолжать изучение поднятых проблем далее

 

 

 

 

 

Готов поделиться опытом моей семьи по поиску решений обсуждаемых проблем

 

 

 

 

 

Хочу предложить для обсуждения

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела