Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(3) Людмила Демьяновна Яковлева,
учитель русского языка и литературы высшей категории, заслуженный учитель РФ, руководитель краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17 Ленинского района г. Новосибирска

Исследовательская и краеведческая работа в школьном музее как важнейший фактор нравственно-патриотического воспитания учащихся

Вместо вступления

Современная ситуация, сложившаяся в России, события последнего времени свидетельствуют о девальвации духовных ценностей, о широком распространении равнодушия, эгоизма, индивидуализма, агрессии. Вызывает тревогу всё более заметная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Для всех нас очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы укрепления государства. Этих проблем не решить отдельными акциями и «мероприятиями», необходима продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность школьных педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию ребенка.

Особое место в воспитании детей занимает работа по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, отечественных традиций. Безусловно, важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания являются школьный музей и краеведческая работа, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, дефицит которых очевиден у современных школьников. Я убеждена в том, что дети, прошедшие через серьёзный опыт социально значимой краеведческой работы, – это качественно другие люди, не только обладающие новыми знаниями, умениями, навыками. Самое главное – это обогащение внутреннего мира подростков, обретение ими системы ценностей, в которой понятия «малая Родина», «история Отечества», «созидатели города» становятся важными составляющими их внутреннего «Я», их картины мира. Это моя педагогическая позиция, которая формировалась на протяжении нескольких лет в ходе реализации краеведческого проекта, направленного на изучение «белых пятен» истории города, в котором мы живём.

Начало начал, или участие в краеведческом детективе

Точкой отсчета в рождении школьного краеведческого проекта «У истоков города» послужила подготовка к 100-летию нашего города. Тогда юбилей малой родины побудил меня и моих учеников, подчиняясь порывам своей души, с интересом вглядеться в страницы прошлого, соотнести их с настоящим, попытаться найти точки их соприкосновения. В ходе исследовательской работы наше внимание, прежде всего, привлекла личность одного из основателей города Новониколаевска Николая Михайловича Тихомирова. Его имя когда-то было незаслуженно вычеркнуто из истории края. А ведь именно он возводил дорогу «Уфа-Новониколаевск», завершил мост через реку Обь, руководил строительством собора Александра Невского, основал пожарное дело в Новониколаевске. Потрясла и шокировала начинающих краеведов трагическая судьба инженера-путейца, останки которого с почетом захоронили в конце 1900 года на территории собора, в 1927 г. его могилу закатали под асфальт, большая часть ее оказалась на пешеходной части Красного проспекта. Имя его постепенно забылось. Когда в 1971 году при строительных работах на территории бывшего Собора, которую занимала студия кинохроники, был неожиданно обнаружен склеп с останками потомственного дворянина Н.М. Тихомирова, их тихо и скромно, уже безо всяких почестей, перенесли на Заельцовское кладбище. И вновь забвение на многие годы, сплошные «белые пятна» в судьбе его семьи и масса ошибок, тиражируемых в публикациях последнего десятилетия.

Работа в Новосибирском городском, областном и Томском архивах помогла проследить отдельные этапы жизни членов семьи Тихомирова, отражающие мятежное неспокойное время первой четверти, 30-60 годов XX века. Краеведы-школьники стали участниками историко-краеведческого детектива, и поставить точки над «и» в ходе исследования им помогли многие архивные документы. За период с июля 2004 г. до сентября 2005 г. членами краеведческого проекта было обнаружено и систематизировано более 150 архивных материалов и документов из сибирских архивов. Именно архивные документы позволили в ходе исследования восстановить историю семьи Тихомировых в контексте эпохи и сделать мини-открытия.

Первые мини-открытия и результаты «тихомировского проекта»

1. Восстановлена в подробностях биография Н.М. Тихомирова, установлен в Томском архиве новый факт: инженер Тихомиров был назначен почетным блюстителем железнодорожного училища на станции Кривощеково, устранены неточности и ошибки, тиражируемые в новосибирских СМИ, в книгах по истории города, в разных источниках, в описании жизненного пути Тихомирова Н.М.

2. Восстановлена биография дочери Тихомирова Ольги Николаевны Тихомировой–Крюгер, раскрыты многие «белые пятна» её томского и новосибирского периодов жизни, открыты совершенно новые факты.

3. Определен круг людей, связанных с рождением и становлением нашего города (семьи Станкеевых, Малашиных, Лебедевых, Лосьевых).

4. Открыты совершенно неизвестные томские страницы жизни сына Тихомирова – Александра, изучены обстоятельства пребывания в г. Томске: выявлены подробности его студенческой жизни, установлены дата его регистрации брака со студенткой Лидией Ильиничной, даты рождения трех сыновей, совершена попытка выяснить обстоятельства, связанные со службой Александра Тихомирова в царской армии, у Колчака, в Красной Армии. Предприняты попытки найти его потомков, живущих сейчас на Украине.

5. Найдены утраченные для города и восстановлены могилы вдовы и дочери Н.М. Тихомирова, за которыми ухаживает новое поколение старшеклассников.

6. Во время работы с архивными документами фонда Д-157 городской управы установлено, что первым архитектором города Новониколаевска был брат Тихомирова Павел Михайлович Тихомиров (1908 г.), а не Ф.Ф. Рамман (1910 г.), как указано в Энциклопедии Новосибирска за 2003 год.

Можно с уверенностью сказать, что работа с историческими источниками, архивными документами, встречи с учениками и коллегами Ольги Николаевны Тихомировой-Крюгер способствовала определенным результатам, а именно:

– Исследовательская работа на тему «Жизнь и судьба Н.М. Тихомирова: проблемы исторической памяти» учениц 11 класса Емельяновой Галины и Сырченко Маргариты заняла 1 место в районной, городской научно-практической конференциях в секции «Краеведение» (лауреаты «Золотой Лиги»), а затем призовое место на Всероссийском конкурсе исторических работ старшеклассников «Человек в истории»; работа была опубликована в сборнике, выпущенном международным обществом «Мемориал».

– Школьная группа краеведов в 2004 году участвовала в съемках фильма «И ты приходишь, и это твой храм», посвященного 105-летию Собора Александра Невского, а весной 2006 года телевизионный канал «ГТРК – Россия» осуществил съёмку фильма «Пути инженера Тихомирова», в основу которого были положены выявленные старшеклассниками школы новые факты и материалы, полученные ими в результате исследования. Дебют фильма состоялся на телеканале «Россия» в программе «Сибирская энциклопедия».

– Группа старшеклассников выступила по новосибирскому радио, в телепрограмме «Вместе», подняв проблему исторической памяти в городе.

– Руководитель проекта Яковлева Л.Д. была приглашена учёным Советом ГАНО (Государственного архива Новосибирской области) на научно-практическую конференцию, посвящённую 75-летию Сибархива, где выступила с сообщением о результатах работы по проекту с последующей публикацией в научном сборнике.

Ход научного исследования школьных краеведов и поднятая ими проблема исторической памяти были отражены в семи публикациях газеты «Вечерний Новосибирск», в соавторстве с корреспондентом газеты Валерием Мельниковым выступили Сырченко Рита, Яковлева Л.Д., Косарев Виталий. Следует отметить, что первые краеведы-школьники стали студентами факультета журналистики НГУ, в 2010 году станут его выпускниками. По их признанию, участие в научном краеведческом проекте имело большое значение в становлении их гражданской позиции, в осознании собственной сопричастности с историей города, подтверждением чего является рефлексия участников проекта.

Рефлексия Маргариты Сырченко, выпускницы школы 2005 года, студентки факультета журналистики НГУ, автора работы на тему «Жизнь и судьба Н.М. Тихомирова: проблема исторической памяти»:

Данная работа помогла осознать, что наше поколение должно продолжать историю города, решать его судьбу. Ведь будущее в наших руках, и оно будет таким, каким сделаем или, по крайней мере, к чему подведем его мы. Мы вершим историю, Бог вершит наши судьбы. Это закон жизни. Н.М. Тихомиров немало успел сделать, сколько мог, сколько было сил, сколько времени было отведено судьбой. Течение времени стерло его имя в истории города, но как вернулась к храму Александра Невского разрушенная звонница и икона Святой Богоматери, так и вспомнят забытые заслуги Тихомирова. «Ведь умершие звезды, если ярко горели, чем дальше были от нас, тем дольше к нам шел их свет, но доходил, и этот обязательно дойдет» (А. Брат).

Благодаря данной работе, этот свет дошел до нас, вызвав чувство благодарности предшествующим поколениям и огромное желание, чтобы на карте города появилась улица, проспект или площадь имени Н.М. Тихомирова, чтобы свет этого удивительно щедрого и богатого душой человека дошел до последующих поколений, чтобы историческая справедливость восторжествовала и память связывала бы в единое звено «век нынешний» и «век минувший». Эта память – залог продолжения жизни и процветания нашего города Новосибирска.

Как часто приходится слышать об «уроках истории». История жизни Н.М. Тихомирова, его вдовы и дочери учит многому. Нас, старшеклассников, прикоснувшихся своей душой к их биографиям, поражает благородство, неустанный труд на благо нашего будущего города Н.М. Тихомирова, терпение, мужество Марии Ананьевны, Александра Николаевича и Ольги Николаевны, с которыми они встречали все удары судьбы, с одной стороны, и удивительное чувство сопричастности к их судьбам директора школы Богданова И.Г. и учеников этой школы, по зову сердца в течение нескольких лет согревающих одиноких старых женщин, с другой стороны.

Новая страница краеведческого проекта: Новониколаевское реальное училище имени Дома Романовых

Все последующие темы исследовательских работ школьников так или иначе связаны с «тихомировским проектом», имеют прямое или косвенное отношение к одному из основателей нашего города. Новый проект старшеклассников, которые выбрали следующую тему исследования: «История рождения, становления и гибели Новониколаевского реального училища», подтверждает это (в реальном училище учился сын Тихомирова). Кроме исторической литературы, школьными краеведами были изучены все 99 дел из фонда ГАНО Д-157 (около 6000 листов), проанализированы публикации начала века, выставочные материалы музея народного образования НСО и краеведческого музея, что позволило им восстановить этапы развития училища, стоящего у истоков среднего образования в нашем городе. В октябре 2006 года исполнилось 100 лет этому первому элитарному образовательному учреждению, выпускники которого имели право поступать в десятки университетов, институтов России, но, к сожалению, эта знаменательная для нашего города дата не вызвала интереса у педагогов, учеников и жителей Новосибирска – большинство из них по-прежнему находится в неведении относительно этого вопроса. Результаты социологического опроса, проводимого нашими старшеклассниками в начале марта 2010 года неподалеку от здания бывшего реального училища (сейчас в этом здании на Красном проспекте, 3 находится детская больница), оказались неутешительными. Только 11 человек (в основном, сотрудников больницы) из 160 опрошенных знают, для чего было возведено это здание в начале 20 века.

Результаты работы по теме:

– выявлены тенденции развития системы образования в России и в Новониколаевске в первые десятилетия XX в.;

– восстановлена история создания, развития и гибели Новониколаевского реального училища;

– выявлены особенности реального училища как модели образовательного учреждения с основами православия;

– найдена внучка Евгения Евгеньевича Ранга, преподавателя истории, Вера Дмитриевна Косова, подарившая школьному музею рукопись деда;

– восстановлена биография Е.Е. Ранга на основании материалов из семейного архива его внучки Косовой В.Д.

– проведён анализ рукописи Е.Е. Ранга «Десять лет в дореволюционной школе».

По результатам городской научно-практической конференции авторы исследовательских работ о реальном училище Долгополова Кристина, Хромова Екатерина и Симеренко Ирина стали Золотыми лауреатами на секциях «История – краеведение» и «Культурология», а две девушки были зачислены без экзаменов на бюджетные места на выбранные им факультеты в НГУЭиУ. Примечательно, что, будучи студентами, они осознают важность и значимость проделанной в школе работы. Симеренко Ирина, выступая с приветственным словом на районной научно-практической конференции школьников в 2009 году, подчеркнула роль краеведческого проекта в дальнейшей судьбе.

Рефлексия участника проекта Симеренко Ирины, выпускницы 2006 года, студентки факультета международных отношений НГУЭиУ:

Исследовательская работа «Новониколаевское реальное училище как модель образовательного учреждения» не только привила нам любовь к родному городу, но и повлияла на нашу дальнейшую жизнь. Исследование Новониколаевского реального училища сыграло значительную роль в выборе моей будущей профессии. Интерес к истории нашего города перерос в интерес к мировой истории, а затем – в интерес к международным отношениям в целом. Так у меня появилась цель: связать свою жизнь со специальностью международника. Эту мечту также помогла осуществить данная работа: в качестве золотых лауреатов городской конференции мы были зачислены без экзаменов на бюджетные места на выбранные нами факультеты университета экономики и управления. Приобретённые в ходе исследовательской работы навыки помогают мне в университете. <…>  Эффективность исследовательской, краеведческой работы очевидна, ведь она помогла нам ощутить сопричастность к далеким, порой потерянным в лабиринте истории событиям и судьбам людей, помогает нам, молодому поколению понять, что мы способны решить судьбу города и продолжить его историю.

Комментировать эти слова излишне, но хотелось бы подчеркнуть, что к данным выводам девушка пришла через 3 года после окончания школы. Они свидетельствуют о том, что участие в школьном научном краеведческом проекте – важнейшая веха в её духовном и гражданском становлении.

Духовный центр Новониколаевска-Новосибирска

29 апреля 2008 года в школе был открыт музей «У истоков города», фонды которого были пополнены экспонатами, полученными в ходе реализации краеведческого проекта, в большинстве своём они представляли собой копии архивных документов, научных публикаций, записи опросов респондентов. Закономерным для нового школьного музея стала научная лаборатория, тем более, что опыт исследовательской работы был накоплен. Логичным продолжением краеведческой работы в лаборатории стало изучение истории Собора во имя св. Александра Невского, начальником строительства которого был Тихомиров. В продолжение двух лет школьники изучали материалы о соборе А. Невского в исторической литературе и периодической печати, знакомились с музейными экспонатами и выставочными материалами, связанными с историей собора и судьбами его служащих, изучали материалы городских и семейных архивов, систематизировали полученные в ходе анализа данные. Конечным результатом работы стало воссоздание общей исторической картины жизни собора во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского.

Успешной работе над темой способствовала научная экспедиция в Томск в ноябре 2009 года. Кроме автора работы Савченко Екатерины, в научную группу вошли два старшеклассника, осуществляющие видеосъёмку и фотографирование. Данные анализа архивных документов из краеведческого музея Томска позволили нам утверждать, что единственным автором проекта нашего Новониколаевского собора был томский архитектор К.К. Лыгин. Анализ изученной литературы и публикаций позволил обозначить нам еще одну проблему, связанную с неправильным указанием Санкт-Петербуржского прототипа собора (вместо «ликующей Богоматери» надо употреблять словосочетание «милующей Богоматери»). Большую помощь в нашей работе на данном этапе оказал Капустин Вадим Петрович, заместитель председателя Совета правления Союза краеведов города Новосибирска.

Проведя анализ Ведомостей за разные периоды, Послужных списков Александро-Невской церкви, школьные краеведы восстановили список священнослужителей и других духовных лиц, который нигде не напечатан, выявили круг людей, имеющих отношение к истории собора на первом этапе его становления. Именно они стояли у истоков духовности в нашем городе, формируя высокое нравственное начало у прихожан – жителей Ново-Николаевска, созидающих наш город в начале ХХ века. Анализ списков позволяет сделать вывод о том, что самый длительный срок служения в храме был у трех человек: священников Николая Антоновича Завадовского, Виктора Васильевича Россова, псаломщика Михаила Александровича Чистосердова. К тому же, выявляется династия священников Россовых. Два сына Виктора Россова приняли своего рода духовную «эстафету» у отца: в этом же храме священником служил Иоанн Викторович и псаломщиком Павел Викторович. Путем опроса респондентов определили круг знакомых, родных и близких Н.А. Завадовского, первого Благочинного новониколаевских церквей, уточнив и дополнив факты его биографии и вехи деятельности. Благодаря встрече с новосибирскими и томскими Завадовскими, старшеклассники смогли выстроить генеалогическую таблицу линии Иннокентия Николаевича Завадовского в деталях.

Работая в томском архиве, мы установили совершенно новый факт: Николай Павлович Литвинов, первый издатель, автор многих начинаний в Новониколаевске, являлся Председателем попечительства при Александро-Невской церкви, в июне 1900 года он получил разрешение на открытие платной публичной библиотеки при Александро-Невской церкви. Во время организованной школьным музеем научной экспедиции в Томск мы установили место захоронения Николая Антоновича Завадовского, встречи с томскими Завадовскими позволили обозначить проблему исторической памяти. Проведенная поисковая работа способствовала пополнению фондов школьного музея, способствовала созданию новой экспозиции в школьном музее, посвященной собору во имя св. благоверного князя Александра Невского. Работа школьных краеведов над этой темой освещена в нескольких номерах газеты «Вечерний Новосибирск», в районной газете «Ленинка», в городских СМИ.

Предметом интереса и объектами исследования школьных краеведов за последние два года стали первая новониколаевская газета «Народная летопись», её издатель Литвинов Николай Павлович. С целью изучения неизвестных алтайских страниц биографии одного из созидателей города Литвинова летом 2009 года была предпринята поездка в Барнаул, в Государственный краевой архив и краевую научную библиотеку. Это способствовало созданию научной работы, автор которой Однолеткова Ольга стала лауреатом Золотой Лиги на городской научно-практической конференции.

Великой Победе посвящается

Не мог наш музей обойти вниманием такую священную для нашей страны дату, как 65-летие Великой Победы. В течение прошедшего учебного года были проведены конкурсы творческих работ на темы «Детство, расстрелянное войной», «Моя семья в летописи войны», «Победа ковалась в тылу», конкурс «Экспонат из семейного архива», ко Дню Победы были оформлены школьные пилоны Памяти, на которых были запечатлены имена прадедов учеников школы, организованы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Событием этого года стало завершение исследования фронтовых писем прадеда выпускницы школы Путинцева Н.М. Путём анализа содержания писем старшеклассники выявили военный маршрут солдата Путинцева, особенности отражения в письмах судьбы солдата, жизни его семьи и деревни в военное время. В ходе исследования нам удалось установить, что солдат Путинцев пережил свою похоронку, по крайней мере, на месяц, так как при систематизации писем мы обнаружили последнее письмо, датированное 25 августа 1943 года. Завершается военный маршрут солдата Путинцева в Крыму, об этом свидетельствует место расположения хутора Тамбуловского, ныне села Молдаванского, в центре которого на площади находится братская могила. Значимость этой работы в том, что в ходе переписки с российскими военкоматами авторы научной работы Куропятник Максим и Шапель Владимир, лауреаты Золотой Лиги городской, региональной научно-практических конференций 2010 года, внесли вклад в увековечивание памяти погибшего солдата, чьи письма, фотография хранятся в нашем музее. В центре села Молдаванское на обелиске, рядом с братской могилой, появится ещё одна фамилия, столь дорогая теперь для нашей школы – Путинцев Николай Максимович.

Немного об итогах работы

Десять лауреатов Золотой Лиги на научно-практических конференциях, девять победителей и лауреатов Всероссийской конференции старшеклассников «Юность. Наука. Культура», две медали «За лучшую исследовательскую работу», полученные на этой же конференции, 15 научных ученических работ, десятки публикаций в городских СМИ, два фильма, снятых каналом «ГТРК-Россия» – всё это внешние результаты, они радуют, волнуют, впечатляют. Думается, что не менее важными являются те внутренние изменения, которые происходят у участников краеведческого проекта. Уроки истинной гражданственности и истории Отечества они получают, перелистывая груды архивных материалов, воссоздавая историю семьи (и своей в том числе), историю здания, историю родного города. Ни один учебник по истории России не заменит знакомство с правдивым архивным источником, который позволяет оживить историю.

Наши краеведы взрослеют на глазах, и это социальное, гражданское взросление, когда новое поколение на деле принимает на себя ответственность за страну, за свой город. Эффективность исследовательской, краеведческой работы очевидна, так как она предоставляет возможность детям, подрастающим юношам и девушкам ощутить сопричастность к далеким, порой потерянным в лабиринте истории событиям и судьбам людей, помогает молодому поколению понять, что оно способно решить судьбу города и продолжить его историю.

Таким образом, патриотическое и гражданское воспитание эффективно осуществляется в реализации краеведческого проекта, направленного на исследование истории родного города, в работе школьников в государственных архивах, что способствует формированию гражданской позиции, расширению параметров личности старшеклассников, на деле постигающих такие понятия, как «патриотизм», «малая Родина», «связь поколений».

Сердце нашего города стало биться больше века назад в самом начале Красного проспекта, который часто называют главной артерией Новосибирска. Невидимая, но крепкая нить связывает исторический центр города с нашей школой. Есть и материально выраженная связь: мост и железная дорога, которую строил замечательный человек Николай Михайлович Тихомиров. Не случайно, что школа наша находится рядом со станцией Новосибирск Западный. Видится Божий промысел и в том, что объектом нашего исследования стал Собор во имя св. Александра Невского, который тоже подарил городу Тихомиров. Дай Бог, чтобы, принимая важные решения по созиданию Новосибирска XXI века, новое поколение донесло до потомков истинную историю города и чтобы на карте столицы Сибири оставались украшением здания, возведенные в начале 20 столетия, а имена людей, созидающих наш город, защищающих наше будущее в годы страшной войны, не ушли в небытие. В этом залог нашего будущего.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1607)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела