Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(4) Тамара Андреевна Петрова,
учитель физики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 191 Ленинского района г. Новосибирска

Нравственно-патриотическое воспитание школьников

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», – писал А.С. Макаренко. Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат – растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Не случайно во всех учебных заведениях одним из приоритетных вопросов воспитания считается нравственно-патриотическое воспитание.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов нравственного и патриотического воспитания. Необходимость формирования патриотически-настроенного подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования. Для формирования активной личности гражданина – патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Среди средств, направленных на улучшение патриотического воспитания детей, особое место занимает нравственное образование в школе.

Нравственность – это не природное, а приобретенное, воспитанное качество личности, поскольку нравственно зрелый человек должен иметь черты характера, соответствующие общепринятому в конкретном обществе на данном этапе его развития, установленному порядку, нормам, традициям социальной жизни.

Патриотизм – это глубокое социальное чувство, включающее в себя непременно гордость за прошлое и настоящее своего Отечества, проявляющееся в конкретных благих делах и поступках и в стремлении отстаивать и защищать интересы Родины.

Нравственно-патриотическое воспитание является важной задачей становления личности и выступает одним из главных условий ее жизнеспособности в обществе.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – это сложный педагогический процесс. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение играет пример взрослых близких людей. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Для воспитания нравственно-патриотических чувств важно показать учащимся, что Родина чтит своих героев, что деятельность одного человека связана с жизнью всех людей.

Показателем стабильности развития нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения стало широкое празднование 65-летия великой Победы. Большой вклад в подготовку и проведение этого мероприятия внесло и наше образовательное учреждение, доказав, что молодому поколению не безразличны судьбы героев ВОВ, их сегодняшняя жизнь и их жизненные проблемы.

Дети – это губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня – это потребность в новых впечатлениях от каждого прожитого дня. В преддверии празднования дня Победы совместно с ТОСами, при поддержке депутатов областного совета, в помещении ЖЭУ собрались три поколения: ветераны ВОВ, солдаты батальона связи и спецназа – участники боевых действий, учащиеся нашей школы.

Общаясь с ветеранами ВОВ, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, подростки овладевают огромным духовным богатством. Невозможно было не заметить горящие детские глаза и неподдельный интерес в тот момент, когда ребята на себя примерили форму солдата.

Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, в окружении ребёнка, но и в стенах школ. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат. Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, – значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

В нашей школе создан и действует музей, который стал центром нравственно-патриотического воспитания школьников. Руководит музеем учитель русского языка и литературы Скрипникова М.Б. Под её руководством проходят многие воспитательные мероприятия. Для параллели 8-х классов был проведён классный час, посвящённый А.И. Покрышкину – «Парень из нашего города», экскурсия «Пионерское детство моё», на котором с интересом учащиеся слушали рассказ артековки 1965 года – Щербаковой Л.В., учителя иностранного языка нашей школы.

Нравственно-патриотическое развитие школьника определяется обучением и повседневной жизнью, средой, в которой он живет и действует, мысли и впечатления, которые у него возникают во время общения со сверстниками, родителями, педагогами. Это важный источник формирования ценностных установок  нравственно-патриотического характера.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания учащихся является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. С большим желанием учащиеся совместно с родителями готовили презентацию «Моё семейное древо».

Отдых совместно с родителями – это всегда праздник. Неизгладимое впечатление осталось в памяти детей после празднования «Масленицы» в Троицком сквере.

Универсальным способом нравственно-патриотического воспитания личности является традиция, выступающая в качестве средства духовного совершенствования, культурного восприятия и актуального приобщения личности к достоянию своего рода, отечества, той социальной среды, которая является для него корневой. Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну (Например, классный час «Государственные символы России»).

Сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которых ежегодно проводятся: смотр песни и строя, военно-спортивная игра «Победа», спортивные соревнования «Вперёд, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск боевых листков и тематических газет.

Неделя русского языка в этом учебном году была посвящена юбилею победы в ВОВ.

Воспитание учащихся в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.

Я с уверенностью могу утверждать, что благодаря разработанной в школе воспитательной модели создаются необходимые предпосылки и условия для удовлетворения потребностей формирующейся личности в активной деятельности, получении необходимых знаний, формировании ценностных ориентаций, необходимых для становления социально активной личности.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 592)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела