Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Ирина Викторовна Харитонова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ № 61 имени Н. М. Иванова
Советского района г. Новосибирска

Марина Анатольевна Савиных,
руководитель школьного музея «Наш край родной»
МБОУ СОШ № 61 имени Н. М. Иванова
Советского района г. Новосибирска

Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

 

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством,

литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачев


Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Среди общих целей Концепции непрерывного образования важное место занимает воспитание нравственного человека. Это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает становление отношений к Родине, ее истории, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и к самому себе.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Школа пытается решать эти задачи, реализуя одно из направлений работы школьного музея «Нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами краеведения». Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения.

В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Направляющую роль в этом играет школьный музей. В школе № 61 им. Н. М. Иванова работает историко-краеведческий музей «Наш край родной». Он возник в 1976 году как результат краеведческих походов учеников 61 школы имени Н.М. Иванова под руководством педагогов Смирновой Н. Я. и Быкова В. М. по сёлам и деревням Новосибирской области, а также раскопок по берегам сибирских рек.

Сегодня «Наш край родной» – это комплексный краеведческий музей, насчитывающий более 300 подлинных экспонатов, связанных с историей края (с древних времён), историей Советского района и судьбами людей, причастных к его возникновению, а также историей 61-й школы, её учителей и учеников.

Основные разделы музейной экспозиции:

1. Жизнь Героя социалистического. труда, руководившего строительством Академгородка, генерала-майора Иванова Н. М.

2. Стенд «Учителями славится Россия – ученики приносят славу ей».

3. Историко-этнографический раздел.

4. Геолого-палеонтологический раздел.

5. Раздел, посвящённый воинам-сибирякам.

Наиболее ценные среди экспонатов:

– Мундир Н. М. Иванова

– Самотканый ковёр XVII-го века

– «Псалтырь царя Давида» XVIII-го века

– Останки древних животных.

Кроме того, есть коллекции старинных книг и монет, картины художников Академгородка, школьная и пионерская атрибутика прошлого века, альбомы, посвященные истории школы, и многое другое.

Основные направления работы школьного музея «Наш край родной»:

– Поисково-исследовательское (пополнение музейных фондов, работа по учёту, изучению и хранению музейных предметов, а также по оформлению экспозиций);

– Культурно-просветительское (оформление выставок, проведение тематических классных часов, уроков мужества, «круглых» столов, встреч с интересными людьми, интеллектуальных игр, экскурсий и многое другое);

– Работа с музейным активом и советом музея, школа юных экскурсоводов;

– Сотрудничество с внешкольными организациями (газетой «Навигатор», библиотеками района, ГЦДТ, районным советом ветеранов, детскими садами и школами района), а также с жителями района;

– Участие в районных и городских конкурсах, семинарах, конференциях и т.п.

Ещё с начальных классов ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом. Учащиеся вместе с классным руководителем занимаются исследовательской деятельностью. В этом им помогают родители, старшеклассники. При реализации поставленной цели классному коллективу приходится обращаться в различные службы и предприятия города.

Краеведческая работа начинается с первого класса изучением истории своей семьи, позже ребята проводят мини-исследования о том, в честь кого названа улица, на которой они живут; следующим этапом является знакомство с достопримечательностями родного города и его окрестностями. Итогами краеведческой деятельности младших школьников являются видеофильмы, фотоальбомы, утренники-отчеты, участие в научно-практических конференциях, городских конкурсах. Кроме того, на базе школьного музея часто проводятся внеклассные мероприятия, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.

Музей проводит следующие тематические экскурсии:

– «Сибирью связанные судьбы»;

– «Н. М. Иванов – один из основателей Академгородка»;

– «Этими людьми гордится наша школа»;

– «Воины-сибиряки» и др.

Долгое время руководителем музея была Харченко Ксения Николаевна, в настоящее время руководителем школьного музея является Савиных Марина Анатольевна, учитель истории и обществознания. Жизнь музея продолжается.

«Изучать, сохранять, объединять, просвещать, возрождать!» – вот девиз нашей школы, её педагогов и учеников. Группа ребят-краеведов занимается фондовой работой, в ходе которой продолжается исследование найденного материала. Ребята учатся систематизировать материал в экспозиции и видят плоды своего труда. Идет работа над созданием новых экскурсионных программ. Музей истории быта – это хранитель народных традиций. Это место, где мы узнаем о самобытной жизни наших односельчан. Чтобы повысить интеллектуальный уровень учащихся, на базе музея проводятся викторины, дискуссии, консультации. Например: «Знаешь ли ты свой город?», «Новосибирск в годы войны» и многие другие. Деятельность музея разнообразна по своим формам и содержанию. В школьном музее планируются и проводятся не только экскурсии, но и уроки: «Уроки мужества», «Дети в годы войны», «Новосибирск и новосибирцы в годы Великой Отечественной войны», «По дорогам Афганистана» и др.

Традиционно проводится конкурс сочинений «Годы, опаленные войной», «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи». Материалы музея используются в учебно-воспитательном процессе в форме экскурсий, бесед, уроков, рефератов. На протяжении многих лет учащиеся школы активно участвуют в областных краеведческих конференциях, викторинах, по итогам которых награждаются грамотами и призами.

В 2008-2009 учебном году ученица 9 класса нашей школы Парамонова Евгения на материале музейных экспонатов истории быта приготовила исследовательскую работу «Предмет и слово в традиционной культуре (на примере описания рушника из коллекции школьного музея)», выступила с ней на городской научно-практической конференции, став лауреатом Золотой лиги. Дважды ученица защищала свою работу на Всероссийской НПК «Первые шаги в науке» в городе Москве и дважды была награждена Дипломом первой и второй степени. В 2009-2010 году Бариленко Дмитрий, ученик 10 класса, представлял свою работу «Храмы нашего города» на областном краеведческом конкурсе «Жемчужина родного края», где получил Благодарственное письмо ОГУК.

Руководитель музея Савиных Марина Анатольевна активно участвует в семинарах, конференциях различного уровня. В 2009 году она награждена Дипломом Главного управления образования за участие в конкурсе «Экскурсионные маршруты нашего города», а в 2010 году она была отмечена Благодарственным письмом Главного управления образования за участие в городском смотре-конкурсе школьных музеев.

Каждый год учащиеся готовят свои исследовательские работы на районную НПК. Эти работы посвящены судьбам конкретных людей, которые имеют близкое отношение к школе, району. В прошлом учебном году такая работа была посвящена Демакову А. И., геройски погибшему в Афганистане, чьим именем названа улица в нашем микрорайоне. Другой проект рассказывал о выпускнике нашей школы, лётчике-испытателе, Герое России Маликове И. И.

Таким образом, работа по краеведению открывает широкие возможности для воспитания в детях гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.

Организация в нашем ОУ краеведческой деятельности, начиная с ближайшего социального и природного окружения – это введение ребёнка в мир малой и большой Родины не «беспристрастным знатоком и наблюдателем, а активной личностью, имеющей свою позицию, свою точку зрения, свою заинтересованность в том, что же происходит в этом загадочном мире Родины» [Сухомлинский]. Такой системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы, который является одним из путей гуманизации обучения, даёт возможность нашему коллективу не только последовательно формировать у наших воспитанников «Я – концепцию», но и активно познавать свою «малую» Родину, ее природные и человеческие достопримечательности, а также закладывать основы национальной и нравственной культуры.

Именно тогда строки из этого стихотворения ученицы нашей школы становятся понятны и близки детям:

…И я давно уже мечтаю:

Ту связь веков соединить.

Времен разорванную нить

Я потихоньку собираю.

Ведь, чтоб себя не потерять,

Нам нужно память сохранять.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 20)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела