Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(4) Тамара Андреевна Петрова,
учитель физики первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 191 Ленинского района г. Новосибирска

Урок физики в 7 «Б» классе по теме «Плотность вещества»

Цель: Формирование общего представления о плотности вещества.

Задачи: Обучающая: выяснить зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела, введение такой характеристики вещества, как плотность, выяснение физического смысла плотности.

Развивающая: развитие умений и навыков анализировать знания и делать выводы, развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке.

Воспитательная: воспитание познавательного интереса к новым знаниям; воспитание культуры логического мышления.

Презентация к уроку для интерактивной доски.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуй те, ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас работать активно, не волноваться. Готовы?

II. Актуализация опорных знаний. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем кроссворд. (Дети разгадывают кроссворд. Слайд 1).

Запишите тему урока. (Слайд 2)

Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого философа Иммануила Канта «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта». (Слайд 3) Как вы думаете, почему?

III. Постановка цели и задач урока. Давайте вместе с вами определим цели урока. Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать, что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. У вас на столах лежит план обобщённого характера, по нему мы и будем работать.

Ребята, сейчас мы с вами вспомним понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Итак, нам надо повторить физическую величину – масса и физическую величину – объём.

IV. Введение нового материала. Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните массы этих тел с помощью весов и сделайте вывод. (Дети делают вывод. Слайд 4). Запишите этот вывод.

Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Сделайте вывод. Запишите этот вывод в тетрадь (Слайд 5).

Ученик у демонстрационного стола сравнивает массу двух тел, изготовленных из разного материала и имеющих разный объём. Делает вывод. Дети записывают вывод. (Слайд 6) (Показываю детям вату массой 7 г и скрепки массой 7 г, делают вывод: масса по-разному распределяется по объёму). Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали сами.

Итак, в наших опытах получаются такие результаты, потому что масса распределяется по объёму по-разному. Для одного вещества на единицу объёма приходится большая масса, а для другого вещества на единицу объёма приходится меньшая масса. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объёма вещества и назвали её плотностью. (Слайд 7), записывают в тетрадь и проговаривают друг другу.

Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Она обозначается буквой ρ. А теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для вычисления плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объёму. Скажите, в математике какое действие ближе всего слову «распределение»? Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется по объёму? Молодцы!

Читают, записывают в тетрадь. Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово «деление» заменим на слово «отношение». Дети проговаривают. Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Записывают в тетрадь (Слайд 8). Так как плотность – это физическая величина, то у неё есть единица измерения. Давайте её определим.

V. Физкультминутка. (Слайд 9)

1. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.

Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см³.

Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

1 м³ = 10000 см³.

Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма.

Мы с вами сегодня хорошо поработали. Итак, подведём итоги, что же получили на данный момент:

Назовите тему урока. С какой физической величиной мы познакомились? Что она показывает? Как она обозначается? В каких единицах измеряется?

VI. Закрепление изученного материала.

Работа с таблицей. (Слайд 10)

Ребята, откройте учебник на странице 50 и найдите таблицу плотностей. Далее рассказываю о таблицах, по какому принципу они делятся. Показываю один пример. А потом задаю вопросы ученикам:

Чему равна плотность золота?

Что показывает данное число?

Плотность вещества 2300 кг/м³. Какое это вещество?

Найдите массу одного кубического метра мрамора.

У какой жидкости самая высокая плотность?

Сравните плотности твёрдых тел, жидкостей и газов. Чем это объясняется?

Найдите по таблице плотность воды, льда и водяного пара. Запишите в тетрадь. Сравните и сделайте вывод. (Слайд 11)

Обычно твёрдые тела тонут в своих расплавах. Например, железный гвоздь утонет в расплавленном железе. Но нет правил без исключения! Образующийся зимой лёд не тонет, а плавает на поверхности воды. Почему?

Существуют приборы, с помощью которых определяют плотность вещества. Один из таких приборов – ареометр (Слайд 12). У вас на столах имеются различные ёмкости. Прошу вас по данным на ёмкостях определить плотность содержимого вещества.

Рассматриваем практическое применение плотности: знания о плотности понадобятся вам в жизни, потому что величина очень важна и для промышленности, и для строительства, и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении очень выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолётов делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства:

Итак, что мы нового узнали на уроке?

– Познакомились с новой физической величиной – плотностью.

– Научились определять плотность по массе и объёму.

– Научились пользоваться таблицами плотностей и определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.

VII. Домашнее задание.

§ 21, упр.7 (1, 2, 4).

Определить плотность мыла.

Узнать массу 0,5 л подсолнечного масла.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.

VIII. Подведение итогов, оценивание.

Каждая группа обсуждает работу всех членов своей группы, консультант выставляет оценку в листок консультанта каждому учащемуся из группы. Каждый ученик группы оценивает свои знания: прочные и осознанные, клеит лепесток, нужно поработать – клеит листок.

Спасибо за урок! До свидания!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 540)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела