Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(2) Татьяна Юрьевна Батяева,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР № 14 Калининского района г. Новосибирска

Воспитание духовно-нравственных чувств у дошкольников

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, – о нравственном воспитании детей. Но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы нравственного воспитания. Интерпретировался и сам термин «нравственное воспитание». Иногда он звучал как «моральное воспитание», «социальное воспитание». Во всяком случае, в педагогических публикациях последних лет термин «нравственное воспитание» практически не встречается. Однако он имеет свое, совершенно определенное содержание и не может быть заменен никаким другим.

Термин «духовное воспитание» не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н. Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами». Понятие «духовное воспитание» близко по значению к нравственному, но это не одно и то же.

Термин «социальное воспитание» не может употребляться вместо понятия «нравственное воспитание», так как он шире. Социально все, что касается человека, призванного жить в социуме, т.е. в обществе себе подобных. Разве, к примеру, интеллектуальное развитие личности не социально?

Наконец, термин «моральное воспитание». Мораль, как известно, является общественным явлением, в котором представлены нормы, правила, своего рода внешние вехи, определяющие и ограничивающие поведение членов общества в конкретной эпохе, в конкретной ситуации развития. Когда речь идет о моральном воспитании, то предполагается, что дети должны усвоить нормы и правила поведения в обществе. Но для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым (личностно) образом жизни. В отличие от морали, нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность. Если мы ограничиваемся моральным воспитанием, то появляется опасность пойти по линии морального формализма, несоответствия поведения внутренним убеждениям. В этом смысле термин «нравственное воспитание» шире и полнее термина «моральное воспитание».

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается со множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, сопереживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть раз и навсегда заданным. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого»; возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорили.

Рассмотрим каждое из этих направлений. К «забываемым» или даже отрицаемым сегодня проблемам, на наш взгляд, можно отнести воспитание трудолюбия. Практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста не представлена задача трудового воспитания детей, формирования у них желания и умения трудиться.

Чего же боятся современные реформаторы дошкольного дела? Того, что ребенок с детских лет научится ценить труд других людей и приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. От того, что эти результаты приятны, как ему самому, так и другим. А как много добавляет личности умение и желание трудиться – волевые качества, умение планировать свою деятельность, договариваться с товарищами, адекватно оценивать себя и многое другое. Конечно, дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», но обществу стоит присмотреться к детям, чтобы хоть через них понять, какое будущее мы готовим себе.

Можно отчасти согласиться с мнением отдельных исследователей, считающих, что в дошкольном возрасте труд имеет свою специфику, не связанную с влиянием на нравственное становление личности. Да, конечно, имеет, но это уже изыскания ученых, а личность развивается целостно, и поэтому, формируя одно, мы неизменно влияем и на другие стороны личности. И для дошкольников воздействие труда на нравственность является базисным образованием.

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Отрицается она из-за опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Действительно, такая опасность существует. Но возможно ли существование человека вне человеческого общества, которое предполагает взаимодействие, взаимоподдержку, взаимооценку и другие «взаимо». Человек, не имеющий обязанности перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Зачем быть добрым, если это никому не покажешь? Зачем быть ласковым, внимательным, отзывчивым, если эти качества никому не нужны? Каждое нравственное качество направлено на другого человека. Безусловно, сегодня следует прислушаться к критике и рассмотреть задачу воспитания коллективизма и с позиции его возможностей в помощи каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других людей. Понятие коллективизма включает в себя нравственный аспект, основанный на эмоциональном общении, на необходимом каждому человеку чувстве защищенности, поддержки, уверенности, признании. Деловое сотрудничество не нуждается в этой эмоциональной ауре, оно может существовать и без нее. А вот развивающаяся личность (в любом возрасте, а в дошкольном особенно) зачахнет, не раскроется, не станет полноценной.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, появляются исследования по воспитанию патриотических чувств.

Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологии, отказаться от привычных штампов и задуматься над механизмом и этапностью формирования такого сложного социального формирования чувства, как любовь к отечеству.

Среди проблем, о которых прежде говорили мало или совсем не говорили, на наш взгляд, можно еще раз поразмышлять над самоценностью личности. Счастье, любовь как цель жизни и воспитания человека. В самом деле, мы всегда выстраивали цели и процесс воспитания по логике: научить, приобщить, помочь адаптироваться, чтобы в результате наших усилий, как бы в награду человек стал-таки наконец счастливым. На это уходит порой целая жизнь! А может быть, следует начинать жизнь с ощущения себя счастливым человеком уже потому, что ты живешь, родился, можешь действовать, чувствовать? И с позиции счастья существования воспринимать мир, познавая и принимая его. Мы не учим детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и потому беречь ее, не воспитываем оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Речь не идет о воспитании эгоиста. Речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других. Новой является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Необходимо не только знакомить родителей с этим важным документом, но и перестроить исходный взгляд взрослого на ребенка, ребенок – равноправный с ними человек, имеющий свое достоинство, право на собственное мнение и поступки. Его права, как и права любого человека, должны уважать и не нарушать.

 Современное нравственное воспитание должно выстраиваться по двум взаимосвязанным линиям: совершенствование содержания и поиск эффективных технологий. Что же касается технологий, то в их основе должны лежать методы, позволяющие формировать механизм нравственного воспитания. Нравственное становится нравственным, а не только моральным в том случае, если педагог учитывает и организует комплекс воздействий, способных формировать во взаимосвязи представления, чувства, отношения, привычки, нравственное поведение. Исключение одного из компонентов механизма приводит к формализму в воспитании, и тогда не может идти речи об истинно нравственном развитии личности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела