Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(4) Марина Геннадьевна Макарова,
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Экскурсии – как средство воспитания и развития дошкольников

Вы озабочены созданием интеллектуального

потенциала общества? А всё начинается с детства.

А. Эйнштейн

Действительно, «детство – это живительная чаша, из которой мы пьем благодатный напиток в течение всей нашей жизни» (С. Коненков). Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда он делает первые шаги на пути познания себя и окружающего мира. Важно, чтобы в этот момент рядом оказались понимающие люди, готовые прийти на помощь, способные поддержать этот возникший интерес.

Мы помогаем ребенку отправиться в путешествие в неведомый мир тайн и открытий, происходящих в музее. Чтобы путешествие удалось, необходимо помнить: к посещению любого музея мы серьезно, целенаправленно готовимся, а потом закрепляем полученные впечатления и знания. Информация должна быть в разумных пределах. Увидеть в музее всё ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, каждая из которых часто содержит очень разнородные экспонаты, утомителен и мало познавателен для дошкольника. Мы не пытаемся «объять необъятное», а выбираем что-то одно и предлагаем ребенку внимательно рассмотреть, изучить во всех деталях, а затем придумать и, например, нарисовать свой собственный вариант. Мы выбираем витрины, посвященные старинному костюму или оружию (мальчикам это особенно понравится), посуде или мебели, найти среди экспонатов те предметы, которыми мы пользуемся и сейчас, и те, которые уже не увидишь нигде, кроме музея. Предлагаем найти отличия старинных предметов от современных и попытаться объяснить, почему они так изменились.

Дошкольник хочет и может узнавать о том, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили и из какой посуды ели, во что играли и на чем писали, в этом возрасте детям хочется «примерять эту жизнь на себя» и проигрывать ее. Если кто-то говорит, что дети этого возраста слишком малы для посещения музеев, то это значит лишь то, что мы, взрослые, не смогли сделать для них посещение музея интересным.

С воспитанниками мы совершили увлекательные путешествия в Краеведческий музей, в музей Таможни, в музей Солнца и другие музеи города.

Роль таких «экскурсий» в духовно-нравственном и познавательном развитии ребенка очень значительна, т.к. помогает проявить интерес к обычным вещам. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Мы учитываем особенности детского восприятия и психолого-педагогические принципы. Еще Конфуций говорил:

Я слышу и забываю.

Я вижу и вспоминаю.

Я делаю и постигаю.

Это изречение осмыслили и современные ученые, выразив его на сухом языке цифр: то, что мы слышим, запоминаем на 10%, то, что видим – на 50%, то, что делаем – на 90%.

И мы посещение музея заканчиваем творческой работой детей в группе. Так, после посещения музея игрушки, предлагали нарисовать, выполнить из пластилина, глины свою игрушку, разрисовываем деревянные заготовки игрушек. После посещения краеведческого музея проводили небольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «Путешествия по квартире», «Предметы, которые живут в моем доме».

Нас часто волнует вопрос: «Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края?» Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Вот поэтому мы регулярно проводим экскурсии по городу и своему микрорайону.

Во время экскурсий по Новосибирску дети знакомились с памятниками города, его историей, мы обращали их внимание на старинные дома, на фасаде которых можно разглядеть вензель – узелок, в который вплетали первые буквы имени и фамилии владельца дома. В группе предлагали детям придумать вензель своего дома, своей семьи. Совершая экскурсию по своему микрорайону, мы нашли многое, что способно привлечь внимание и удержать интерес маленького человека, ведь ребенка интересуют самые простые вещи. Нам кажется, что районы-новостройки не представляют собой ничего интересного, не могут похвастаться историческими памятниками. Задача взрослого заключается в том, чтобы открыть перед ребенком увлекательные вещи. Даже огромная яма с трубами позволяет поговорить на интереснейшую тему «Как живет современный город». Мы открываем кран, и очищенная вода из рек и озер приходит к нам в дом, по кабелю приходит электричество. И это все обычно скрыто под землей.

Во время этих путешествий ребенок проявляет интерес к окружающему миру, у него развивается умение задавать вопросы и находить самостоятельно ответы, расширяется кругозор, мыслительные процессы, творческое отношение к миру. Происходит именно та деятельность, которая оставляет неизгладимый след в его жизни. А рисунки детей после каждой такой экскурсии помогают детям вспомнить и «прожить» свои впечатления от экскурсий.

 Необходимо также подчеркнуть огромное значение тех коллекций, которые собраны в наших группах. Они расширяют представления детей о предметном мире, созданном руками человека, дают вторую жизнь старинным предметам. Родители и дети принимают активное участие в создании музейно-педагогического пространства, экспонаты которого являются подлинными. Любой экспонат нашей коллекции ребенок может потрогать, рассмотреть, сравнить, продемонстрировать в действии. Это вовлекает детей в активный исследовательский поиск, формирует познавательные потребности и мотивацию, развивает и обогащает словарь ребенка, расширяет представление об окружающей жизни, воспитывает нравственно-патриотические чувства.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела