Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Оксана Константиновна Михалёва,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с № 14
Калининского района г. Новосибирска

Использование нравственного потенциала искусства как средства формирования этических принципов и духовного развития личности

Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого духовного познания своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорится: «с молоком матери». Ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного – оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Строя свои беседы и занятия, большое внимание уделяем художественным произведениям, лирике, прозе… Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. И.А. Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния». Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. И живое художественное слово, и картина, и музыка воздействуют на нравственное и эстетическое развитие ребенка не только своим содержанием: они непосредственно обогащают его мир звуками, красками, бодрым ритмом.

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей в настоящее время нужно придавать интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности, которую нужно понимать как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом и этическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, создается специфическими для того или иного вида искусства средствами. Например, в поэтических произведениях А.С. Пушкина представлены разные образы моря:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой…

Видит: море слегка разыгралось…

Или:

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено… (Н.М. Языков)

Знакомство детей с картинами Айвазовского, музыкой Римского-Корсакова  из оперы «Сказка о царе Салтане» позволяет детям воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданной художником и композитором средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительностью. На примере художественных произведений легче объяснить ребенку о его поведении.

При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Именно через конкретные примеры из жизни или из художественного произведения дети могут уяснить содержание представлений об этике. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретными примерами, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Быть добрым – это к нам с вопросами не приставать, а Лена всегда пристает», «Справедливый не только себе берет хорошие игрушки, но и другим раздает».

Очень полезны педагогические ситуации. Они помогают выявлять знания и формировать представления детей. Утром и в вечернее время это проходит очень быстро, и дети с интересом принимают активное участие. Несмотря на то, что эти ситуации только воображаемые, дети относятся к ним по-разному. По их ответам можно судить о том, что они думают о «случившемся», по выражению лица, мимики, интонации – о возникших при этом чувствах. У одних детей отклик мгновенный: они возмущаются поступком героя и полны решимости пресечь зло и словами, и действием. У других детей нет столь быстрой реакции, на их лицах раздумье.

 Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойствах различных материалов. Таким образом, все виды искусств, в том числе и народное творчество, обладают большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 13)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела