Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами краеведения»
Выпуск №29 Июнь 2010 | Статей в выпуске: 89


Все статьи автора(7) Людмила Тимофеевна Якубенко,
руководитель методического объединения воспитателей Калининского района,
старший воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ЦРР детского сада № 14 «Аленка»
Калининского района г. Новосибирска

Проект-концепция «Создание музейно-педагогической воспитательно-образовательной системы»

Нравственно-духовное и патриотическое воспитание в нашем обществе как никогда актуально. В связи с этим коллективом нашего ДОУ под руководством научного руководителя Тараненко Е.В. был разработан и успешно реализуется проект по теме «Создание музейно-педагогической воспитательно-образовательной системы». Результатом нашей работы стало:

1. Осуществилось преобразование МДОУ ЦРР детский сад № 14 в музейно-педагогическую воспитательно-образовательную систему.

2. У воспитанников и их родителей повысился уровень общей, музейной культуры.

3. Создан комплекс социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических, финансовых, материально-технических условий для интеллектуального, духовно-нравственного развития личности воспитанников на основе их природных задатков и сложностей средствами музейной педагогики.

4. Разработаны необходимые методики для отслеживания основных результатов педагогического процесса и выявления динамики индивидуального развития воспитанников.

5. Разработана технология организации работы ДОУ по внедрению музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс.

6. Педагогами разработаны технологии и программы работы с дошкольниками с использованием музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе.

7. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива и качество его работы.

8. Разработана модель конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи на основе создания музейного пространства.

9. Проект в 2009 году стал победителем городского конкурса «Образование – ресурс инновационного развития города» в номинации «Стратегическое партнёрство в образовании».

10. В 2010 году на Международной Сибирской ярмарке « УЧСИБ – 2010» проект удостоен серебряной медали.

Обоснование актуальности и ведущие идеи опытно-экспериментальной работы.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально-экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественных задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, в связи с этим значительно возрастает роль и значение образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» ориентирована, в том числе, на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

В 2002 году принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», согласно которой одной из основных задач российского образования является защита общенациональных интересов, формирование у подрастающего поколения современного мышления, а основной ценностью в ней признается ценность личности, человека.

«Национальная доктрина образования в Российской федерации» (2000 год) называет среди основных целей и задач образования в России «разностороннее и современное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности, организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий».

Введение государственного стандарта дошкольного образования определяет структуру и содержание дошкольного образования, создание основного фундамента развития ребёнка – базиса его личностной культуры.

Учитывая специфику муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14»: его расположение, социум, запрос населения на образование и воспитание, социальный заказ общества, изучив общественное мнение, мнение родительской общественности, педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 14» считает, что созрела необходимость в обновлении методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса. И мы считаем, что это возможно в случае активного внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в МДОУ музейно-образовательного и музейно-воспитательного пространства центром которого станет музей МДОУ.

Объект опытно-экспериментальной деятельности: образовательно-воспитательный процесс, осуществляемый в МДОУ «Детский сад № 14»

Предмет опытно-экспериментальной деятельности: конструирование музейно-педагогической системы в МДОУ и анализ условий ее эффективного функционирования.

Цель опытно-экспериментальной деятельности: преобразование МДОУ «Детский сад № 14» в музейно-педагогическую воспитательно-образовательную систему.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Определить систему целей и задач педагогического процесса на всех этапах обучения и воспитания.

2. Разработать, апробировать, внедрить в педагогический процесс образовательные и воспитательные программы, реализующие систему сформированных целей и задач.

3. Внедрить в образовательный процесс педагогические технологии, адекватные целям и задачам.

4. Создать комплекс социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических, финансовых, материально-технических условий, обеспечивающих достижение целей и задач.

5. Разработать необходимые методики для отслеживания основных результатов педагогического процесса и выявить динамику индивидуального развития воспитанников.

Гипотеза опытно-экспериментальной деятельности. Педагогическая система МДОУ будет эффективно решать стоящие перед ней цели и задачи, если в ней будет реализован следующий комплекс условий: социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических, материально-технических и финансовых.

Сроки и основные этапы опытно-экспериментальной деятельности. Опытно-экспериментальная работа планируется проводиться в течение 5 лет. За это время будет сделано 5 выпусков воспитанников, что позволит объективно сравнить разные подходы к комплектованию, апробированию образовательных и воспитательных программ, осуществить диагностику эффективности опытно-экспериментальной деятельности.

этап

содержание

мероприятия

1 этап.

2008-2009 учебный год

Организационное, научное и методическое обеспечение начала опытно-экспериментальной деятельности.

– Проведение информационно-диагностической работы с родительской общественностью по проблеме эксперимента;

– Модернизация структуры методической службы МДОУ;

– Обучение педколлектива средствам и методам  воспитания и обучения в условиях музейно-педагогического пространства;

– Проведение работы с педколлективом по вопросам психолого-педагогической диагностики;

– Проведение семинаров-практикумов по основным направлениям эксперимента;

– Анализ работы за учебный год. Отчеты методиста и научного руководителя эксперимента;

– Подготовка к созданию в МДОУ музея;

– Начало выставочной деятельности.

2 этап.

2009-2010 учебный год

Выработка условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы.

– Создание в МДОУ музея и его паспортизация

Проведение «круглых столов», педчтений, семинаров для педколлективов района и города по теме эксперимента;

– Анализ деятельности  МДОУ по созданию музейно-педагогического пространства;

– Проведение заседания научно-методического совета МДОУ по вопросам оптимальной работы по теме эксперимента;

– Проведение родительских собраний, консультаций по вопросам эксперимента;

– Анализ работы по воспитанию и развитию личности воспитанника музейно-педагогическими средствами;

– Подготовка к вступлению в ОЭП.

3 этап.

2010-2011 учебный год

Апробация условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы.

– Анализ реализации обучения на занятиях с использованием музейно-педагогических средств и методов.

– Анализ и коррекция созданных авторских программ по истории образования образовательного учреждения, микрорайона, г. Новосибирска и Новосибирской области;

– Разработка совместно с родительской общественностью основных направлений совместной работы по формированию музейно-педагогической культуры;

– Защита проекта для получения статуса ОЭП – участие в конкурсе.

4 этап. 2011-2012 учебный год

 

– Анализ культурно-образовательной деятельности родителей в условиях музея МДОУ;

– Анализ культурно-образовательной деятельности воспитанников в условиях музея МДОУ.

5 этап. 2012-2013 учебный год

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы

– Анализ и экспертное заключение по опытно-исследовательской, экспериментальной работе учителей школы;

– Проведение научно-методического совета по вопросам эффективной работы по эксперименту;

– Анализ работы ОЭП;

– Подготовка и проведение научно-практической конференции («круглого стола») по теме эксперимента. 

Распространение опыта:

– организация педагогическим коллективом учебных и обучающих семинаров для руководителей МДОУ, методистов, председателей научно-методических советов, педагогов;

– проведение мастер-классов по тематике эксперимента;

– издание методических рекомендаций, методических разработок по тематике эксперимента;

– участие в работе научно-методических проблемных групп района, города, области;

– участие в научно-практических конференциях по проблеме эксперимента;

 – организация взаимодействия между ведомствами, научными и образовательными учреждениями, общественными организациями, занимающимися патриотическим воспитанием дошкольников музейно-выставочными средствами.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 18)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела